Записки журналиста (zelenyislon) wrote,
Записки журналиста
zelenyislon

Гениальный мистификатор

В этот день, 5 июля, только в 1810-м году, родился человек, которого называли гением рекламы и мистификации, королём надувательства. Оказывается, многие противные приёмы современной рекламы и пиара – вовсе не приметы нового времени. Аж в 19 веке ими пользовался американец Финеас Тейлор Барнум.



Барнум вырос в семье лавочника городке Бетел штата Коннектикут. С раннего детства мальчик проявлял деловую хватку. В 13 лет он уже устраивал лотереи для друзей и знакомых. В качестве призов приспособил бракованные товары из запасников отцовской лавки. Особый талант Финеаса был в том, чтобы преподнести всякую фигню как ценный выигрыш, поэтому его лотереи всегда имели успех.

Став совершеннолетним, Барнум решил, что ему пора отправляться за счастьем в большой город. Выбрал Нью-Йорк, так как в своих силах не сомневался. Сначала дела шли не очень. Финеас не привык покорно ждать шансов от судьбы, поэтому решил создать их сам. А уж фантазии для этого у него было хоть отбавляй.

В 1835 году он купил старую рабыню-негритянку Джойс Хет. Придумал для неё легенду (чем не современный продюсер?). Якобы, Джойс уже 161 год и когда-то она была нянькой самого Вашингтона. Репортёры с радостью подхватили байку, добавив красочных деталей. Тейлор демонстрировал негритянку на выставке и неплохо заработал на ней. Но со временем интерес стал угасать.

Что придумал Барнум? Организовал в газетах публикации с разоблачениями своего же собственного трюка, в которых доказывалось, что человек не может жить 160 лет, а следовательно Джойс – не человек, а механическая кукла. Народ снова помчался на выставку – на этот раз, чтобы увидеть чудо-куклу.

А потом Джойс умерла и настал момент, когда афера Барнума могла вскрыться. Но не на того напали! Он пригласил на вскрытие патологоанатомов и репортёров. Было установлено, что Джойс – женщина негроидной расы в возрасте 80 лет. Эти данные опубликовали в газетах. А в изданиях-конкурентах, представителей которых не было на вскрытии, тут же появились сенсационные сведения, что труп был украден и подменён по просьбе тайного хозяина куклы, не желающего открывать секреты её создания.

В 1841-м Барнум купил разорившийся Американский музей в Нью-Йорке и утроил там кунсткамеру. Днём публика рассматривала экспонаты, среди которых были Белый негр, Руноносная лошадь, Русалка с острова Фиджи, мумии фараонов. А по вечерам Барнум показывал представления – занимательные опыты, трюки механических насекомых, говорящих собак, (за которых на самом деле говорили их дрессировщики-чревовещатели), шоу с участием «цыган-альбиносов», карликов, великанов, волосатых женщин и сиамских близнецов.







Настоящей звёздой музея Барнума был лилипут Чарльз Страттон, выступавший под псевдонимом Генерал Том-Там. Его рост был 63,5 см, вес – 7 кг. Бартон вывозил его на гастроли в Европу, и однажды их пригласила во дворец английская королева Виктория. Сборы от гастролей были гигантскими. Потом Страттон неожиданно стал расти и вырос до 102 см при весе 32 кг. Тогда Бартон решил завершить их сотрудничество прощальным шоу «Свадьба карликов». Он нашёл Генералу невесту - карлицу Лавинию Уоррен. И опять остался в выигрыше – приглашения на венчание в храм стоили огромных денег. Даже чтобы просто посмотреть на молодожёнов, выходящих из церкви, надо было платить.



Ажиотаж вокруг свадьбы был таким, что заинтересовался сам президент Линкольн. Он прислал подарок и пригласил Барнума и новоиспечённых супругов в Белый дом.

Барнум всегда уделял особое внимание дружбе с прессой и мастерски придумывал «газетные утки» для рекламы своих представлений. «Если у тебя есть пятерка перед началом какого-то дела, вложи 4,50 в рекламу этого дела», – говорил он.

В 1871-м Барнум открыл цирк «Величайшее шоу на Земле», в котором представления одновременно шли на двух рингах. Через 10 лет - подписал договор о слиянии своего детища с цирком Джеймса Бэйли. Так возник знаменитый цирк Барнума и Бейли («The Barnum and Baily Circus»). Представления в нём шли на трёх аренах одновременно.



У Барнума была мировая слава. Преданные поклонники писали ему со всего света. Кстати, письма с надписью: «Мистеру Барнуму, Америка» легко находили адресата. Президент Грант рассказывал, что во время мирового турне его постоянно спрашивали, знаком ли он с Барнумом.

При жизни Барнума его музей посетили около 4 млн. человек, что на тот момент составляло 1/10 населения страны. А зрителями его представлений по всему миру стали 82 миллиона человек!

Финеас Тейлор Барнум был первооткрывателем многих приемов в рекламе, которыми до сих пор пользуются маркетологи и пиарщики. Он оставил в наследство будущим рекламщикам массу профессиональных англоязычных терминов. Один из них - «эффект Барнума» - основан на том, что «человек склонен принимать на свой счет общие, расплывчатые, банальные утверждения, если ему их уверенно преподносят как результат каких-то непонятных ему действий и фактов, сдобренных ритуальным или «научным» соусом».

Барнуму принадлежит авторство цитат, которые вошли в историю.
- Такой хорошей памяти, как у кредиторов, нет ни у кого другого во всем мире.

- Деньги подобны огню: они превосходный слуга, но ужасный хозяин. Когда вы подвластны им, когда проценты играют против вас, деньги держат вас в наихудшем роде рабства. Но позвольте деньгам работать на вас – и вы получите самого верного в мире слугу.

- Счастливый случай всегда на стороне смелого и никогда не приходит на помощь тому, кто не помогает себе сам.

- Постоянного везения не бывает. Никогда еще не было так, чтобы человек, выйдя сегодня утром на улицу, нашел бы кошелек с золотом, завтра утром – другой кошелек с золотом… и так далее, день за днем.

- Нанимая работника, старайтесь заполучить наилучшего. Не бывает слишком хороших инструментов, тем более живых инструментов. Если вам достанется хороший, то лучше удержать его, чем поменять. Каждый день он чему-нибудь учится, и вы извлекаете выгоду из опыта, который он обретает.

- Наилучший вид благотворительности – помощь тому, кто сам желает себе помочь.

- Быть богатым и быть успешным – не всегда одно и то же.
Tags: pr, Цирк Барнума, мистификация, реклама
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments