Записки журналиста (zelenyislon) wrote,
Записки журналиста
zelenyislon

О МАТЕ

Внести вклад в создание фильма о Вещем Олеге можно здесь: http://zadornov.net/sbor-pojertvovaniy-veshiy-oleg/

Изданные мои книги и книги моего отца можно купить в два раза дешевле, чем в книжных магазинах, на моем сайте www.zadornovknigi.ru

Новые, неизданные книги можно скачать на моем сайте http://zadornov.net/?post_type=product

Участвуйте в конкурсе военных песен! http://mzadornov.livejournal.com/153719.html

Поддержать Всенародный конкурс военных песен можно здесь http://planeta.ru/campaigns/6973




Предлагаю вашему вниманию любопытный материал, присланный мне автором.

Вячеслав Моложин

МАТ.ru.СЬ ?

"нецензурное обозначение мужского полового органа, нецензурное обозначение женского полового органа, нецензурное обозначение процесса совокупления и нецензурное обозначение женщины распутного поведения, а также все образованные от этих слов языковые единицы"

Из документа Роскомнадзора.


«Нам не дано предугадать…

5 мая 2014-ого года президент России подписал Указ № 101-ФЗ о запрете употребления нецензурной лексики в СМИ и искусстве, который вступил в силу с 1-ого июля этого же года.

Наверное, пора. И запрет на пропаганду гомосексуализма, и ограничения рекламы табака, и эта инициатива не сделают общество 100% стерильным, но, по крайней мере, хоть как-то притормозят духовное разложение нового поколения.

Сейчас не об этом. Нецензурная лексика – органичный и яркий пласт нашей языковой культуры, происхождение которого до сих пор вызывает споры и сомнения. Действительно, устная речь целого народа – живая и гибкая структура, способная к самоочищению от ненужного, искусственного и устаревшего. Так почему же через многие века сохранились не только эти слова, но и отношение к ним? Откуда взялись в русском языке такие родные и такие запретные сочетания звуков?

Ушли в прошлое, как несостоятельные, версии об иноверческом происхождении мата. Действительно, не завозили его нам ни татаро-монголы, ни иудейские купцы. Никто не заставлял наших пращуров заучивать и произносить непотребства. Не тот народ, чтоб заставить! Самим было надо, сами и придумали.

Предлагаю свой взгляд на происхождение мата. Не претендую на филологическое открытие, обоснованное, например, найденной в сундуке берестяной грамоткой далёкого предка, где он клятвенно свидетельствует – кто и как всё это выдумал. Нет у меня такой грамотки. Серьёзное лингвистическое исследование с пространными цитатами и ссылками на авторитетные источники наверняка утомит читателя. Поэтому, то, что написано ниже – скорее художественно-публицистическая теория, не противоречащая историческим фактам и событиям.

Крым, Рим и Царьеград.

Прежде всего – когда? Ориентировочно V – IX век. Тогда на территории, которая в будущем будет называться Русью, возникло объединение древнеславянских племён. Во многих источниках его именуют Анты. Именно тогда стали утверждаться основы русского социально-бытового и языкового уклада.

География. На берегах Средиземного моря существуют и клонящаяся к закату Римская империя, и Византийское царство, и арабские халифаты, которые к тому времени достигли разных высот рабовладельческого строя. На побережье Чёрного моря растут и развиваются портовые города, куда по крупным рекам («из варяг в греки») привозят живой товар купцы и завоеватели-кочевники окрестных степей. Особым спросом у покупателей пользуются рабы, привезённые с верховьев Днепра и Волги – красивые женщины и сильные мужчины.

Вот что писал римский автор времён императора Маврикия (VI век): «Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище…»

Его дополняет византиец Прокопий Кесарийский: «У обоих этих варварских племен, вся жизнь и законы одинаковы... У тех и других один и тот же язык, достаточно варварский, и по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый…»

Яти их в душу!

Несмотря на свою стать, многочисленность и любовь к свободе, анты и славяне всё же попадали в плен. На приднепровских равнинах издавна жили, сменяя друг друга, не менее многочисленные и воинственные племена – сначала гунны, потом булгары, хазары и далее по списку – печенеги, половцы… Их регулярные военные походы на север имели целью, в том числе, и пополнение дефицитным живым товаром невольничьих рынков Средиземноморья.

С тех времён появился и дошёл до средневековой Руси термин «ятники» - пленники, узники, невольники. И, соответственно, «ять» - плен, рабство.

Отношение к плену у тогдашних наших предков сейчас – в эпоху глобализации, конечно же, трудно представить. Из добросердечной общины, живущей по простым и понятным обычаям, попасть сначала связанным в дикую банду, потом голым на публичное торжище и, в итоге, после изнурительного морского путешествия, в полную власть к похотливому иноземцу – жуть невообразимая.

Кому-то удавалось сбежать из плена, а некоторым – даже вернуться в родное селение. Понятно, что радушные по своей природе соплеменники принимали «ятников» обратно, узнавая от них, запоминая и передавая потомкам сказания про все «прелести заграничной жизни».

К такой-то матери.

Самым главным товаром для работорговцев были, естественно, женщины. Чем выше уровень развития общества, тем больше оно накапливает материальных ценностей. Соответственно, больше становится богатых бездельников. Безделье и вседозволенность, в свою очередь, порождают безобразие в плотских утехах, что требует разнообразия в объектах развлечений.

Состарившихся и потерявших товарный вид рабынь ссылали на чёрную работу и заменяли новыми, поэтому оборот невольниц был постоянным и ненасытным.

Как и в любом виде товарно-денежных отношений, в поставке славянских рабынь на рынок, должны были сложиться свои правила и регламент. Прежде чем отправить товар к конечному потребителю, его нужно было отсортировать, оценить и подготовить.

Для этих целей в черноморских городах, кроме охранников и непосредственно продавцов-перекупщиков, должны были быть «товароведы», которые разбираясь в женских хитростях, могли объясняться с пленницами на одном языке.

Скорей всего, из тех самых «вышедших в тираж» выбирали тётку побойчей и побессовестней и назначали её «матерью». Именно «матерь», а не «мать». Потом, спустя века, память донесёт до нас отношение «товара» к «товароведу» в поговорках, отсылающих «к такой-то матери».

Мал да удал.

Отвлечёмся на минутку от выстроившихся перед подбоченившейся «матерью» белокурых ясноглазых красавиц, ожидающих приговора и дальнейших страданий.

Перенесёмся в их родные поселения, где остались отцы, мужья, братья, сыновья. Древние славяне и анты жили в лесах и на берегах рек простой жизнью охотников и землепашцев, поэтому и лексика у них была незамысловатой, но слова, обозначавшие всё, что встречалось в быту и природе, существовали. Например, названия детородных органов. Именно, детородных, потому как, и обычаи, и отношения между людьми подчинялись интересам сохранения рода.

Известно, что мужской детородный орган именовался «уд». Предмет гордости взрослого анта-славянина, из отрока, ставшего самцом, способным к отцовству. Когда уд наливался кровью – становился алым, это состояние так и обозначалось: «уд – ал». Отсюда и «удаль», «удалец». Поэтому народная мудрость, вынесенная в подзаголовок, первоначально могла звучать так: «мал, да уд ал!». Как извещение заинтересованных сторон о повзрослевшем организме, готовом к оплодотворению.

Если «уд» означал инстинктивное, то «ум», соответственно – разумное. Зрелый мужчина, достигший с годами гармонии этих двух качеств, характеризовался - «УмУдр» (умудрый, умудренный). В прозвище князя Ярослава – Мудрый, видимо, был как раз этот смысл, но «у» со временем «проглотилась». Иначе стоит признать, что и «мудрец», и «мудак» происходят от одного древнеславянского слова, означавшего яички – «муды».

Исходя из главенства в языческих племенах антов и славян мужчин-воинов, можно с большой долей вероятности предположить, что корневым словом для ставших потом матом словообразований, было именно УД.

Без уда.

Вернёмся к толпе пленниц, которых «матери» поручено осмотреть и выбрать тех, за кого больше заплатят. Конечно же, как и любой кастинг, этот начинался с отбора молодых, здоровых и красивых, но и среди них нужно было выделить одну категорию.

Во всех основных религиях девственность почитается и признаётся особой ценностью, данной женщине от природы, которую она обязана сохранить и подарить своему избраннику.

Первым делом «матерь» должна была отделить от массы самое ценное – девушек, которых в арабских халифатах относили к «жемчужинам несверленным». Не станем описывать всю процедуру этого гинекологического осмотра, главное, от «матери» требовалось - заглянуть, а при необходимости, и потрогать, чтоб засвидетельствовать:

- Без уда!

То есть, будущая рабыня чей-то уд в себя не впускала и будет продана по самой высокой цене. Была вольная дева под собственным именем, а стала одной из многих - «безуда». Попробуйте произнести это быстро и тихо с ударением на последний слог, а ещё и «проглотив» ту самую «у». Что получится?

Был уд?

Привлекательных внешне полонянок продолжают сортировать. Теперь «матери» проще – оставшиеся либо были замужем, либо впустили в себя уд. Тут по-всякому могло случиться. Чаще всего так: разгорячённые набегом и битвой кочевники не всегда руководствовались соображениями выгоды и сами вознаграждали себя дивным телом пленённой славянки. Могли и охранники побаловаться.

Поэтому процедура отбора продолжалась коротким опросом, носившим формальный характер:

- Был уд?

- Был.

- Ять! (в смысле «взять», увести в сторону от «безуда»)

Да ведь наверняка были и женщины, которым удавалось сбежать по дороге, не попав на торги, а затем в рабство. Кого-то отбивали соплеменники, догнавшие караван кочевников. Тогда и они узнавали, что «был уд». Шила в мешке не утаишь. В родном селении таких соплеменниц жалеючи называли «былуды», «блуды», «блудницы».

Иное отношение складывалось у односельчан с теми редкими «счастливицами», которые пройдя все круги и побывав в рабстве, возвращались когда-нибудь домой. Они, в глазах других, были порочны свои опытом плотских утех и звали их «была яти», то есть – побывавшая в рабстве. «Былаять», «былять»...

«Знать, судьба такая…»

Обматерив (разбив по категориям) основную часть товара, «матери» предстояло ещё и распорядиться остатками – немолодыми, некрасивыми, не прошедшими на заморский «экспорт». Проще всего было их пристроить за небольшую мзду местным мужам – на работу, или на развлечение – кому как повезёт.

В древнеславянском языке были, конечно же, кроме «уда» и прочие анатомические термины. Женский детородный орган мог называться «ва́да» - то, что приваживает уд (как современный вульгарный вариант: та, что манит – «манда»). А сам детородный процесс в общепринятом изложении – «соитие»; «соить».

Когда в родном славянском селении полюбившие друг друга молодые люди собирались стать семьёй и продолжить род, они должны были совершить это не по воле мужской половины, не для «удо вольствия», а от «вады» - через одобрение главы её рода. И обряд этот называли «свадеба» - то есть, союз по любви девы и с согласия семьи.

Пленницы, отданные без любви и согласия захотевшим их иноземцам, получали не «свадебу», а «судебу» - через уд, без любви, без радости, без праздника. Не было при этом никаких песнопений, подарков, гуляний – «матерь» подзывала выбранную из строя, вкладывала рука в руку и объявляла:

- Судебати! (то есть, иди с ним – теперь ты его).

Так и закрепился этот глагол про подневольное соитие с нелюбым чужаком, сократившись до той формы, что используется и поныне.

Неуд.

«В Кордовском халифате IX в. рабы-«сакалиба» (славяне) уже составляли заметную прослойку населения. По свидетельству аль-Мукаддаси (947–1000 гг.), большая их часть подвергалась кастрации для дальнейшего использования в качестве евнухов в гаремах, а также мальчиков для утех – из-за широкого распространения в мусульманских странах педерастии. В испанской Лусене и франкском Вердене были налажены целые «фабрики» по кастрации рабов. От этой мучительной операции рабы, подавляющее большинство которых было детьми, часто умирали. Поэтому цена на кастрированного раба была почти в 4 раза выше, чем на обычного раба-мужчину.» Сергей Цветков «Начало русской истории».

Кто сортировал славянских мужчин-ятников и отбирал среди них объекты для кастрации? Вполне возможно, специалист по кастрации, а может, и сам работорговец. Скорей всего, указывая на уд раздетого пленника, отбирающий делал характерный рубящий жест ладонью, изображая лезвие ножа, с «хыкающим» выдохом:

- Худ!

Учитывая особенности речи тех народностей – оглушение звонких согласных, приговор так и звучал, как мы сегодня произносим это трёхбуквенное слово.

Не боясь далеко уйти от истины, предположу, что и саму процедуру кастрации, и то, что оставалось на теле вместо уда, называли аналогично - «Худ».

… чем наше слово отзовётся»

Пролетают века, трепещут на ветру времени нити оборванных людских судеб…

Кто знает, какой была бы Русь, останься нетронутым неосквернённым представление о связи мужского и женского.

В некоторых теориях о происхождении матерных слов читаем: «…словам, означающим детородные органы, придавалось магическое значение. Их запрещено было произносить всуе, чтобы не навести на людей порчу…»

Запрет был, но запрет на упоминание терминов с невольничьих рынков, чтоб не обидеть побывавших в рабстве соплеменниц и соплеменников. Иначе пришлось бы объяснять детям те надругательства в плену, которые никак не совпадали с целомудренным естеством славянских обычаев. Этот запрет проводил границу, которую нам обозначили прапрадеды – здесь светло и живо, а там – мертво и мрачно. Попасть за эту грань, принять тёмное за повседневное – значит, перечеркнуть стремление своего рода к свободе и продолжению жизни.

Как и какими словами говорить, наверное, личное дело каждого, но нецензурная лексика в обиходе – признание того, что человеческое тело не храм души, а распахнутый настежь пункт проката инстинктов и похоти.

Жизнь продолжается в главном – самые красивые дети рождаются по любви и воспитываются в семье. И пусть пришедшая от предков русская речь с доставшейся памятью веков убережёт нас от иного!


Михаил Задорнов. Кому на Руси жить?! youtu.be/dx6Qio6UjYE
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 163 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →