Записки журналиста (zelenyislon) wrote,
Записки журналиста
zelenyislon

Почему мы любим собак, едим свиней и носим шкуры коров?

Представьте на минутку следующую ситуацию. Вы — гость на изящном званом ужине. Вы сидите в окружении других гостей за пышно накрытым столом. В зале тепло, огонь от свечей трепещет в отражении хрустальных бокалов, ведутся расслабленные беседы. С кухни доносятся аппетитные ароматы изысканных яств. Вы не ели весь день, и в животе у вас бурлит.
Наконец, после некоторого ожидания, которое длилось, казалось, целые часы, ваша подруга, закатившая этот пир, появляется из дверей кухни с кастрюлей кипящего пикантного рагу. Комнату заполняют ароматы мяса, пряностей и овощей. Вы накладываете себе щедрую порцию и, проглотив несколько кусочков нежной плоти, просите у подруги рецепт.
— С удовольствием расскажу, — говорит она. — Для начала тебе понадобится два с половиной килограмма хорошо маринованного мяса золотистого ретривера, а потом...

Золотистого ретривера? Вероятно, вы замираете с непрожеванным куском во рту, когда понимаете смысл ее слов: мясо у вас во рту — собачье.

Что теперь? Вы продолжаете есть? Или вас выворачивает от осознания того факта, что у вас на тарелке золотистый ретривер, и вы только что отведали какую-то его часть?...

Но давайте предположим, что ваша подруга засмеется и скажет, что разыграла вас. Что на самом деле это мясо вовсе не золотистый ретривер, а говядина. Как вы теперь отнесетесь к вашей еде? Полностью ли вернулся к вам аппетит? Сможете ли вы снова вкушать блюдо с тем же энтузиазмом, с каким делали это изначально? …

Что здесь происходит? Почему определенная еда вызывает подобные эмоциональные реакции? Как такое возможно, чтобы пища, названная одним словом, воспринималась в качестве деликатеса, а при другом наименовании становилась практически несъедобной? Главный ингредиент рагу — мясо — на самом деле вообще не изменился. Он как был плотью животного, так ею и остался. Он просто стал — вернее, якобы стал, да и то лишь на мгновение — мясом другого животного. Отчего же у нас столь кардинально различные реакции на говядину и собачатину?.....

**********
Давайте же еще поупражняем воображение. Задумайтесь, без самоцензуры, какие слова приходят вам на ум, когда вы представляете себе собаку. А потом проделайте то же самое, но уже со свиньей. Затем остановитесь и сравните ваши описания этих животных. Замечаете разницу? Когда вы думали о собаке, вы, вероятно, мысленно произнесли слово «милая»? «Верная»? А когда представляли свинью, не крутились ли в вашей голове слова «пот» и «грязь»? Вы не называли свинью «грязной»? Если ваши слова совпадали с теми, что я упомянула, то вы относитесь к большинству.

Я преподаю социологию и психологию в местном университете, и каждый семестр посвящаю один урок вопросу об отношении к животным. Я преподавала тысячам студентов за прошедшие годы, но всякий раз, как мы проделываем упражнение, которое только что проделали с вами, мы получаем аналогичные результаты.

Сначала, так же как и вас, я прошу студентов перечислить характеристики собаки, а потом характеристики свиньи, и составляю на доске список слов по каждому из животных. В случае с собаками стандартные эпитеты включают те, которые я упомянула выше, а также «дружелюбные», «умные», «веселые», «заботливые» и иногда «опасные». Само собой, свиньи не удостаиваются столь лестных характеристик. Они «потные» и «грязные», а также «глупые», «ленивые», «жирные» и «уродливые». Потом я обычно прошу студентов описать их ощущения относительно этих двух видов животных. Опять же, неудивительно, что в основном они положительно оценивают — или даже любят — собак, а вот свиньи им попросту «омерзительны». Наконец, я прошу их описать их взаимоотношения с собаками и свиньями. Собаки — это, разумеется, наши друзья и члены семьи, тогда как свиньи — еда.

К этому моменту студенты уже начинают поглядывать на меня в недоумении, любопытствуя, к чему идет наша беседа. Тогда я задаю кое-какие уточняющие вопросы, проистекающие из их предыдущих заявлений, и мы получаем примерно такие диалоги:
— Итак, почему вы утверждаете, что свиньи ленивы?
— Потому что они просто валяются днями напролет.
— Так делают и свиньи в дикой природе, или только те, кого выращивают на мясо?
— Я не знаю. Может, когда они на ферме.
— Почему вы считаете, что свиньи на ферме — на агромышленной ферме, если быть точными — лежат без дела?
— Может, потому что они в загоне или в клетке...
— Почему вы полагаете, что свиньи глупые?
— Они просто такие и есть.
— Вообще, свиньи считаются даже более умными, чем собаки.
(Иногда в этот момент в разговор вступает другой студент, утверждающий, что встречал свиней, или что знает, кого-то, у кого дома свинья живет, как питомец, и подтверждает этот факт одной-двумя историями)...
— Почему вы утверждаете, что свиньи потные?
— У меня нет ответа.
— А вы знали, что у свиней вообще нет потовых желез?..
— И что, все свиньи — уродливые?
— Да.
— А как насчет поросят?
— Поросята миленькие, а свиньи страшные...
— Почему вы говорите, что свиньи грязные?
— Они валяются в грязи.
— Почему они валяются в грязи?
— Потому что им нравится грязь. Они грязные.
— На самом деле, они валяются в грязи, чтобы охладиться, когда им жарко, поскольку потовых желез у них нет...
— А собаки — грязные животные?
— Да, иногда. Собаки могут проделывать поистине отвратительные вещи.
— Почему же вы не включили слово «грязные» в ваш список по собакам?
— Потому что они не всегда грязные. Только иногда.
— А свиньи всегда грязные?
— Ага, всегда.
— Откуда вам это известно?
— Потому что они всегда выглядят грязными.
— Где вы их наблюдаете?
— Я не знаю. На картинках, наверное.
— И на всех картинках они грязные?
— Нет, не всегда. Свиньи не всегда грязные...
— Вы описали собак, как верных, умных и милых животных. Почему вы так их охарактеризовали? Откуда вы это знаете?
— Я их видел.
— У меня жили собаки.
— Я встречала множество собак.
(Тут всегда один или несколько студентов рассказывают истории о собаках, которые совершили нечто героическое, умное и прекрасное)...
— Как насчет собачьих чувств? Откуда вы знаете, что они испытывают эмоции?
— Клянусь, моя собака подавлена, когда у меня плохое настроение.
— Когда моя собака знает, что сделала что-то не то, у нее всегда на морде это виноватое выражение, и она прячется под кроватью.
— Всегда, когда мы отвозим собаку к ветеринару, она трясется от страха.
— Наша собака всегда скулила и переставала есть, если видела, что мы пакуем чемоданы, собираясь на каникулы.
— Считает ли кто-то из присутствующих возможным, чтобы у собак не было чувств?
(Ни одной поднятой руки)
— А как насчет свиней? Думаете, у них есть чувства?
— Конечно.
— Как считаете, они могут испытывать те же эмоции, что и собаки?
— Возможно. Я думаю, да.
— Вообще, большинство людей этого не знают, но свиньи настолько чувствительны, что в неволе у них развивается невротическое поведение, которое проявляется в самоповреждении. Как вы считаете, свиньи ощущают боль?
— Разумеется. Все животные ощущают боль.
— Тогда почему мы едим свиней, а не собак?
— Потому что свинина лучше на вкус. (смех)
— Потому что у собаки есть личность. Нелья есть того, кто наделен личностью. Мы называем их по имени. Они — индивидуумы.
— А как вы думаете, свиньи наделены личностями? Они — индивидуумы, как собаки?
— Да, наверное, они — личности, если узнать их поближе...
— Вы когда-нибудь встречали свиней?
(За исключением одного студента, никто не встречал)
— Тогда откуда вы почерпнули информацию о свиньях?
— Из книг.
— Из телевизора.
— Из рекламы.
— Из фильмов.
— Не знаю. От общества, наверное.
— По вашему мнению, как бы вы относились к свиньям, если бы знали их, как умных, чувствительных личностей, которые не потные, не ленивые и не прожорливые? Если бы вы познакомились с ними лично, так, как вы знакомы с собаками.
— Я бы дико себя чувствовал, если бы стал после этого их есть. Я бы испытывал чувство вины.
— Тогда почему мы едим свиней, а не собак?
— Потому что свиней выращивают на мясо.
— А зачем мы выращиваем свиней на мясо?
— Я не знаю. Я никогда об этом не задумывался. Наверное, просто так устроен мир.

Просто так устроен мир. Задумайтесь над этими словами хотя бы на мгновение. Хорошенько задумайтесь. Мы отправляем одних животных к мяснику, одновременно даря нашу любовь и доброту другим, похоже, лишь по той причине, что просто так устроен мир. Когда наше отношение и поведение по отношению к животным столь непоследовательны, и эта непоследовательность не ставится под вопрос, мы можем смело сказать,
что живем в обществе абсурда. Потому что это абсурд, когда мы любим собак и едим свиней и не можем объяснить, почему мы так поступаем.

****************************************
Это из книги Мелани Джой "Почему мы любим собак, едим свиней и носим шкуры коров?" Книга, как минимум, необычная, любопытная, занимательная. И для тех, кто любит животных, и для тех, кто не любит. Для "мясоедов" и для вегетарианцев. Мелани Джой — кандидат наук, профессор психологии и социологии в Университете Массачусетса в Бостоне. Читать книгу бесплатно можно здесь: http://dragonika.ru/diary/wp-content/uploads/Melani_Dzhoy__quot_Pochemu_My_Lyubim_Sobak_Edim_Svine.pdf
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 89 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →