?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Практически центр Москвы. Хамовники. Набережная, зелень… Девичье поле, белоснежно-кружевной храм Михаила Архангела, Новодевичий монастырь… Красота! А это что? Четыре заброшенных дома по адресу: улица Погодинская, 2/3, строения 1-4.
Дома на Погодинской расселены 10 лет назад, но так и стоят бесхозными, стремительно ветшая и становясь рассадником заразы и криминала. Зимой неосвещенный квартал пугает прохожих зияющими окнами с выбитыми стеклами и реальной опасностью быть пришибленным то куском штукатурки с нависающего низко балкона, то сосулькой (крыши никто не чистит). Но и сосульки ещё не самое страшное. Несколько лет подряд после расселения домов там процветали нелегальные ночлежки для гастарбайтеров (в Яндексе до сих пор можно найти скриншоты поисковых запросов – «общежитие на Погодинской – 200 руб. в сутки, 8 человек в комнате» и номера телефонов, которые, конечно же, теперь молчат.

Дома не охраняются, несмотря на некую ограду и зеленую рваную сетку. Каждый при желании может проникнуть внутрь заброшенных подъездов – этим с радостью пользуются бомжи и местные наркоманы. Что творится внутри, в брошенных «квартирах» – не поддается описанию. (Когда оказываешься на воле, первое жгучее желание – сжечь кроссовки, потому что отмыть их от грязи кажется невозможным). Печать запустения, хаоса и полного упадка лежит на всем… Рванье, ужасная вонь, море грязных матрасов и решеток от дешевых кроватей, горы бытового мусора, свалка каких-то непонятных вещей вещей, сумки, одежда, сломанные детские игрушки, использованные шприцы… Из пробитых стен торчат оголенные провода, видны прогнившие деревянные и пожароопасные перекрытия… Драные обои с апокалиптическими стишками, написанными явно в наркобреду…




В общем, отличная декорация для съёмок триллера. Странно, что киношники ещё не заинтересовались.

В чём проблема? Почему дома не сносят? Потому что это историческая постройка. То бишь, просто что-то старое и тем самым обязательно и неоспоримо ценное для столицы России. Тут все чаще эксплуатируют тему спорно привлекательного на вид архитектурного стиля «конструктивизм» - прямо какое-то ноу-хау в деле сохранения памятников. Очень легко дурить людям голову по поводу того, что имеет к нему отношение, пользуясь их не сильной осведомленностью в этом вопросе. И вообще практика показывает, что в вопросах культурного наследия все чаще идёт ловкая игра в двойные стандарты. Тут полезно вспомнить известную мысль Ленина – ищи, кому выгодно – Qui prodest. Так и со старыми, пришедшими в ветхость домами в Москве: казнить нельзя помиловать – где и кому и, главное, когда поставить точку?

Давайте посмотрим на эту проблему не со стороны депутатов, застройщиков и градозащитников. А со стороны обычных людей, жителей района, которых возмущает, страшит и пугает такой памятник «бомжизма» и рассадник антисанитарии и преступности, который стихийно или, быть может, нестихийно образовался прямо у них под носом.

Активисты-градозащитники сегодня апеллируют к московским властям, требуя признать погодинские развалюхи объектом культурного наследия. Их аргумент: эти дома – «памятник эпохи конструктивизма». То есть, сносить их нельзя априори.

А где были эти активисты 10 лет назад, когда дома только расселили, и они ещё не начали превращаться в руины? Почему позволили превратить их в бомжатник? Или задача градозащитников только поднять бучу и поставить «галочку» - мол, дело сделано, культурное наследие не тронули? А дальше пусть оно само загибается себе. Главное, стоит. А как, в каком виде, для чего, и что думают те, кто вынужден жить рядом, – это уже не их проблема.

Погода и время, конечно, сделали своё «чёрное» дело. Но и без того в домах «эпохи конструктивизма» (они строились 90 лет назад – возраст более, чем солидный) использовался не слишком прочный материал, считает эксперт Михаил Коробко. Шлакоблоки – далеко не самый полезный для здоровья материал. А именно шлакоблоки скрываются за внешней кирпичной облицовкой на Погодинской.

Спасение настоящих памятников старины – вещь непростая, долгая и драматическая. Отчего градозащитники не обращают никакого внимания на соседнее с Погодинским кварталом здание Усачевского женского училища? Вот что нужно скорее включать в реестр памятников культурного наследия!

Михаил Коробко, историк архитектуры: «В Москве много хорошей архитектуры находится под угрозой. У нас стоит брошенная усадьба «Ясенево» 18-го века, пропадает усадьба «Знаменское-Садки» с интерьерами екатерининского времени. А все остальное – это «занимательное сараеведение», им нужно заниматься по остаточному принципу». Эксперт считает, что «дома в стиле конструктивизма не определяют облик Москвы», даже те из них, которые признаны памятниками культурного наследия. «Но дома на Погодинской не являются памятниками культурного наследия. В их нынешнем виде они представляют собой опасность для людей. Не должно быть в центре Москвы брошенных домов», - уверен Коробко.

Как говорится, есть старина, а есть старьё. Даже если погодинские дома когда-то и могли претендовать на то, чтобы представлять благородную старину, то теперь они уже совершенно точно и безвозвратно превратились в обыкновенное старьё.

У города не хватает денег, меценаты в очередь не выстраиваются. Усилия активистов не отменяют печальную участь подобных объектов.

У Михаила Коробко есть интересное предложение – может быть, властям стоит к нему прислушаться? «Мы все любим нашу старую Москву. И очень жалеем, когда она уходит. Но мир меняется. И он не может весь законсервироваться на какой-то один, конкретный, момент. Но можно законсервировать квартал. Я всех призываю: сделайте «старую Москву - несколько исторических кварталов в центре города. Там можно ничего не трогать. Там может ездить конка, могут ходить медведи-цыгане, да все, что угодно. Но абсолютно не может быть «старой Москвой» весь огромный город».

Жители Хамовников создали на Change.org петицию, которую подписали уже более 2600 человек. https://www.change.org/p/мэр-москвы-собянин-сергей-семенович-убрать-место-сбора-бомжей-и-наркоманов-в-хамовниках-d9a94f68-c4f2-483e-9bc4-dd5b4d81a53a

Будут ли их голоса услышаны? Ведь давно уже пришло время конструктивно разобраться с погодинским конструктивизмом. Не все то золото, что блестит, и не все то памятник культуры, что формально приписано к конкретной эпохе.

Власти любят говорить (особенно в предвыборных речах), что «наш город существует для людей». В данном случае сть хорошая и довольно необременительная для бюджета Москвы возможность показать это на деле.

P.S. А это небольшой видеосюжет, который мы сняли в погодинском квартале.






Comments

( 66 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
murzol_59
May. 17th, 2016 08:30 am (UTC)
Согласна! Совершенно непонятно, отчего так носятся с этим старьем, отчего не снесут и не построят новый дом. Сколько стоИт по-настоящему ценных объектов культурного наследия без всякого внимания, которые разрушаются и не числятся ни в каких списках! А те. которые числятся, тоже разрушаются - как уникальная готическая усадьба Владимира Храповицкого во Владимирской области "Муромцево" - жемчужина садово-паркового искусства конца 19-начала 20 века. А по сути поста - все верно. И жителей района очень жалко. Не представляю, как они столько лет живут рядом с таким ужасом. Я бы, наверное, революцию организовала, честное слово! Кто-то скажет - пускай переезжают. Но не у всех есть силы и возможности и желание переезжать из района, где ты прожил всю жизнь. Психология москвича немножко отличается от психологии "перекати-поле" - как у "понаехавших".
zelenyislon
May. 17th, 2016 09:01 am (UTC)
Все здравомыслящие люди, наверное, согласны))
pahmutova
May. 17th, 2016 09:39 am (UTC)
Какая милая джинса от застройщиков.
Прикрываются как всегда интересами жителей, чтобы уничтожить очередные исторические здания.
zelenyislon
May. 17th, 2016 10:06 am (UTC)
Я не знакома с застройшиками и джинсой не занимаюсь, это, по-моему, видно по содержанию журнала. Это мое мнение, на которое я имею право, как житель района. А вы откуда критикуете? Из другого города или другой страны? Вам бы такой "истории" под бок.

Edited at 2016-05-17 10:08 am (UTC)
(no subject) - brel_brel - May. 28th, 2016 08:41 am (UTC) - Expand
Oksana Sokolova
May. 17th, 2016 10:08 am (UTC)
Иногда просто ужасают кадры снятые в Москве, возможно это просто на руку новым застройщикам. Ведь районы находятся не на далеких окраинах. Трудно сказать хорошо что рушат старые здания или нет, но за порядком уже все соскучились.
brel_brel
May. 28th, 2016 08:42 am (UTC)
Конечно, это системная работа. Пока одни ходят на митинги и указывают на позорное уничтожение исторического наследия, другие просто отрабатывают бюджет по его дискредитации. Но раз дискредитируют, значит сомневаются в народной поддержке варварства.
Валентина Мирошникова
May. 17th, 2016 10:14 am (UTC)
Черт подери! Две тысячи человек собрали петицию (https://www.change.org/p/%D0%BC%D1%8D%D1%80-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D1%8B-%D1%81%D0%BE%D0%B1%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%BD-%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9-%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87-%D1%83%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE-%D1%81%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%B0-%D0%B1%D0%BE%D0%BC%D0%B6%D0%B5%D0%B9-%D0%B8-%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2-%D0%B2-%D1%85%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%85-d9a94f68-c4f2-483e-9bc4-dd5b4d81a53a), потому что надоело жить рядом с бомжатником, связались с управой, с активистами молодежной палаты, а у вас одно на уме.

Edited at 2016-05-17 10:20 am (UTC)
omo74
May. 17th, 2016 10:24 am (UTC)
Боже! Это же реально рассадник всего на свете! Власти куда смотрят, что такое безобразие в столице! Тендер объявить и снести с правом застройки - желающих будет море и городу польза. Или кто-то поиметь хочет с этого, а не дают сколько просит что ли? Ничего, Собянину написать и быстро разберется.
marian_baidek
May. 17th, 2016 10:33 am (UTC)
Во, пошла волна по Погодинскому кварталу.
Вы, случайно, не представитель застройщиков?
Что-то много последнее время криков - надо разрушить и построить там новое и светлое.
Есть еще квартал конструктивизма 20-х на Преображенке и 9-й Роте.
Тоже, наверное, девелоперы собираются с мыслями и силами.
Валентина Мирошникова
May. 17th, 2016 10:43 am (UTC)
Вы принципиально игнорируете остальных людей? Больше двух с половиной тысяч подписало, связывались с управой и получили от них официальный ответ, связывались со СМИ - в газете Метро статья выходила. Ну а если вашему сердце дорога теория заговора, не теряйте времени - сразу обвиняйте госдеп. Он уничтожает "культурное наследие" Москвы. Начал, правда, с обветшавших никому не нужных десять лет общежитий, но ничего, лиха беда начала.
(no subject) - marian_baidek - May. 17th, 2016 11:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - murzol_59 - May. 17th, 2016 10:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - brel_brel - May. 28th, 2016 08:43 am (UTC) - Expand
zelenyislon
May. 17th, 2016 10:34 am (UTC)
Очень люблю старые здания и готова их защищать, если есть смысл. Но эти дома медленно умирают, в таком виде их оставлять бессмысленно. Зачем? Ждать еще 10 лет, пока руины не останутся? Или пока не убьет какого-нибудь ребенка отвалившийся балкон? Что это на руку застройщикам, сог гласна. Но это не относится к проблеме жителей.
marian_baidek
May. 17th, 2016 11:03 am (UTC)
Смотрите, какой интересный у вас ход мыслей.
Квартал довели до состояния руин в течение 10 лет. Разумеется, если оставить этот дестрой на такой срок и ничего с ним не делать и даже не иметь конкретных планов, то это все рухнет.
Кто до этого всего довел?
Мало в центре Москвы старинных зданий, затянутых зеленой сеткой? Больше похоже на приговор.
И предложений оставить историческую застройку не звучит, зато полно голосов снести эти руины к чертям собачьим. Понятно, кто ж захочет жить на помойке и руинах?
Lujkoff-style со своими клубными домиками в центре города, наверное, должен вернуться. Эта парочка во имя своих целей не рефлексировала, сносила все подряд, уж если не сама, то раздавала разрешения направо и налево.
(no subject) - murzol_59 - May. 17th, 2016 11:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - marian_baidek - May. 17th, 2016 11:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - murzol_59 - May. 17th, 2016 11:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - marian_baidek - May. 17th, 2016 11:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - murzol_59 - May. 17th, 2016 11:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - brel_brel - May. 28th, 2016 08:44 am (UTC) - Expand
fridomm
May. 17th, 2016 10:34 am (UTC)
И касается это не только Москвы. Другой вопрос, что столица - лицо страны. А исходя из здесь увиденного - лицо потрепанное и сильно перекошенное. Тех чиновников, кто громче всех кричит о ТАКИХ памятниках культуры, надо бы заселить в подобные дома или хотя бы в район. Вот когда их детки будут ходить мимо этой "красоты" ежедневно, может слова перестанут быть пустыми. Зато под какой-нибудь громадный торговый центр запросто могут снести вполне хороший жилой дом. У нас, видимо, как всегда: либо здание должно само рухнуть, либо трагедия произойти. Только тогда зашевелятся или будут крайних искать.
Таня Антонюк
May. 17th, 2016 11:00 am (UTC)
Уверена, что в эту ситуацию еще не вмешивается правительство пока не случился несчастный случай. А вот когда они случаются, то почему то ищут всегда виновного крайнего, который к этой ситуации вообще никакого отношения не имеет. Здание любым образом нужно снести и на его месте построить новый, приличный дом, который будет отвечать всем нормам и государственным требованиям.
volganka_62
May. 17th, 2016 12:10 pm (UTC)
И Вы, Татьяна, в своем мнении далеко не одиноки!Ко всему перечисленному стоит прибавить, что такие заброшенные дома являются рассадниками серьезных заболеваний. Ну зачем в Москве нужно сохранять старые общажные постройки, а не реальные старинные купеческие дома?
(no subject) - brel_brel - May. 28th, 2016 08:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - school_is_kool - May. 28th, 2016 12:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - volganka_62 - May. 30th, 2016 11:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - school_is_kool - Jun. 1st, 2016 11:29 pm (UTC) - Expand
tranzewatte
May. 17th, 2016 11:42 am (UTC)
По мне - я бы снёс все здания, построенные до 1965-го года.
И построил бы на месте всей этой рухляди современные высотные здания из бетона, стекла, стали и белого пластика.
Хай-тек рулит, классицизм - говно.
Я серьёзно.
Ле Корбюзье - не только человек, но и верная идеология.
school_is_kool
May. 28th, 2016 12:30 pm (UTC)
Ага, точно! Особенно с учётом того, что Корбюзье это как раз до 1965 года. :)
Максимус
May. 17th, 2016 11:46 am (UTC)
Ну и ужас! Просматривал фото и чуть не стошнило... Такое нужно срочно сносить, еще и дезинфекцию провести. Не понимаю, почему власти медлят с этим решением. Ведь это же фактически центр Москвы!
Andrey Mahorkin
May. 17th, 2016 11:48 am (UTC)
У меня в голове не укладывается. Кому могло понадобиться сохранять этот ужас? Сколько было снесено достойных старинных домов, а тут... И место хорошее. Наверняка желающие построить здесь что-нибудь приличное есть. Не понимаю.
murzol_59
May. 17th, 2016 12:10 pm (UTC)
Земля там дорогая, дома давно расселены, и ситуация очень странно выглядит со всех сторон. От этого замороженного конфликта жители и бьются, как рыба об лед, со своими прошениями. а им в ответ - здания ценные, но официально никакого признания "ценности " как не было, так и нет. И дома продолжают стоять и разрушаться. А в их нынешнем виде - вообще непонятно, как ТАКОЕ может стать объектом культурного наследия. Тем временем в Москве погибают десятки красивых , уникальных исторических зданий, я лично бывала в таких, где срочно нужна реставрация, но никто особо не спешит их спасать. Время. видно, не пришло(
alexsandrof
May. 17th, 2016 01:27 pm (UTC)
Почему в нашей стране больше ценится рухлядь в аварийном состоянии, но оно было когда-то общежитием. Чем восстанавливать и реставрировать архитектурное наследство, что нам оставило былое поколение. Хранить те пережитки истории, что нам напоминают кто мы на самом деле. Чем вкладывать деньги в то, что кому-то принесет когда-то доход.
Семен Порохов
May. 17th, 2016 02:07 pm (UTC)
Все это очень интересно и удивительно. Сразу возникает вопрос, почему пустует место в центре Москвы. Давно бы уже могли все снести и построить что то действительно стоящее, а не позорящее нашу страну. Выглядит, конечно, ужасно..
Валентина Мирошникова
May. 17th, 2016 02:10 pm (UTC)
Ну это уже вопрос не к простым жителям. Паны там сами разбираются почему у кого-то площади простаивают, пусть занимаются своими упущенными выгодами и прочим. Очень важно, чтобы история опять не съехала на разговоры только об этом: разговоры ведутся в интернете и в кабинетах, а дома продолжают стоять. В 2010 и 2012 уже были такие "активисты", обсуждали и защищали, а потом пропали. А простым жителям - жить рядом с этим.
nolik_02
May. 17th, 2016 02:36 pm (UTC)
Дома старые, их пора сносить, но я не могу понять, почему это место еще не выкупили бизнесмены? Ведь эти развалины находятся недалеко от центра Москвы и выкупив эту территорию можно иметь хорошую прибыль. Рано или поздно найдется покупатель и снесет эти дома.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 66 comments — Leave a comment )