?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Недавно в этом блоге был опубликован пост про выселенные 10 лет назад дома в центре Москвы, которые не хотят сносить. В комментариях пошли обвинения, что пост проплачен застройщиком, что сносить дома - это варварство и разрушение облика старой Москвы. Так и не поняла, это были тролли, или, правда, кто-то искренне считает, что обветшавшие дома без окон, дверей, отопления, которые стоят так 10 (!!!) лет, надо держать в таком состоянии и дальше. До каких пор? Пока отвалившийся кусок балкона не убьёт (не дай, Бог) гуляющего рядом ребёнка? Я не градозащитник, но если бы им была, то не ждала бы 10 лет, пока дома не пришли в окончательную негодность, угрожающую жизни людей.

Если исходить из текущей ситуации, то единственным выходом является снос. Потому что восстанавливать там уже нечего. Даже если бы вдруг нашёлся тот, кто вызвался бы взяться за реконструкцию, то это была бы уже полная перестройка, и никакой исторической ценности не осталось бы.

Многим нравится рассуждать об обогащении некого застройщика (я ни с ним, ни с его представителями, ни с его финансовыми возможностями и планами не знакома). Вам не всё равно, насколько богаче станет или не станет застройщик? Смысл считать чужие деньги? Пусть строит и зарабатывает. Это обычный бизнес. Пусть на месте развалюх будет элитный или не элитный комплекс. Пусть туда въедут люди, и дом будет живым. А не пристанище для наркоманов и бомжей, как сейчас. И не объект, от которого скоро будут отваливаться части, подвергая опасности прохожих.
Дл тех, кто не читал прошлый пост, поясню, в чём суть дела. Есть четыре выселенных дома на Погодинской улице, 2/3, строение 1-4 постройки конца 20-х годов прошлого века, которые за десять лет совсем обветшали, став рассадником заразы и криминала для всей округи. Жители окрестных домов района «Хамовники» создали петицию на сайте Change.org. В ней они призывают власти Москвы не на словах (как длится уже много лет), а на деле решить судьбу брошенных домов. Петиция собрала уже почти 3000 подписей.

На днях к обсуждению подключились эксперты в сфере архитектуры и охраны памятников культуры: жители предложили им осмотреть проблемные дома и высказаться. Я была на этой встрече, так как живу рядом с этими домами и мне небезразлична ситуация.
Выяснилось: заключение технических специалистов о том, что квартал «Погодинская» восстановлению не подлежит из-за более, чем 60%-ного износа всех его конструкций, было сделано «Лабораторией конструкций и методов возведения подземных сооружений» НИИОСП им. Н.М. Герсеванова ещё два года назад!

Старший научный сотрудник лаборатории, осуществлявшей анализ, Константин Бакиров, огласил результаты технического обследования состояния домов квартала «Погодинская» от мая 2014 года. Выводы очевидны – дома нужно «демонтировать», или, переводя на обычный русский язык, сносить. Никакие спасительные меры тут не помогут. Бакиров наглядно стукнул подобранной во дворе веткой по когда-то металлической кромке цоколя одного из домов, и она трухой осыпалась на асфальт.


А в самом доме Бакиров продемонстрировал, в каком плачевном состоянии находится наружная кирпичная кладка. Ее попросту уже нет, раствор «съеден» временем.


Чем выше поднимаешься, тем интереснее. В одной из комнат – готовой декорации на модную сегодня тему постапокалипсиса - историк архитектуры Михаил Коробко обнаружил среди грязи и мусора прелюбопытнейший документ.

Оказывается, 10 лет назад, когда жильцов из этих домов уже выселили, ёще теплилась надежда что-то с кварталом сделать - восстановить, сохранить. Но акт обследования состояния перекрытий домов на Погодинской, подписанный неким инженером Горским в 2006-м году, судя по его тексту, не оставил домам никаких шансов: все перекрытия поражены грибком где на 10, а где на 20 мм, в перекрытия засыпан строительный мусор (обычная практика столетней давности – засыпали все, что под руку попадалось, к тому же все перекрытия в «конструктивистских» домах - разной толщины).
…За последующие 10 лет в пустующих домах на Погодинской, стоящих без отопления, с отключенными коммуникациями, грибок, разумеется, разгулялся вовсю, и теперь от «деревяшек» остались одни воспоминания, - это мнение Коробко.

«Обычно ко мне обращаются, чтобы защитить какие-то здания. А здесь – все наоборот. И я понимаю жителей, их требования справедливы», - разумно считает председатель Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Галина Маланичева. - Я разделяю мнение тех экспертов и специалистов, которые не сочли возможным включить эти здания в состав объектов культурного наследия. На то были очень веские причины. Я внимательно ознакомилась с историко-культурными исследованиями. На территории района «Хамовники» находятся бесспорные объекты культурного наследия: это и храм Архангела Михаила напротив квартала, и ДК завода «Каучук». К кварталу «Погодинская» у меня другое отношение. Данные постройки являются типовой застройкой и не имеют серьезных элементов архитектурной и исторической ценности». Маланичева подтвердила мнение о том, что если с этим домами и можно было бы что-то сделать, но начинать нужно было, как минимум, лет двадцать назад.

А Коробко вообще считает, что с московским конструктивизмом у города будет еще много головной боли, так как строились эти дома не из самых качественных материалов и теперь, спустя сто лет, они совершенно не соответствуют требованиям, предъявляемым к жилым зданиям. А их так называемое «восстановление» выливается в создание абсолютно новых (но втридорога, как на Преображенке) домов, которые не имеют с «конструктивизмом» ничего общего.

Кстати, об охране памятников культуры – она во многом ведется формально. Вот иллюстрация - М.Коробко обратил наше внимание на то, что даже «хрестоматийные» памятники эпохи конструктивизма – как соседний с Погодинской ДК «Каучук» - выглядят неаутентично: на первом этаже признанного памятника культуры - ресторан с пошлой вывеской в кладбищенской гамме (чёрное с золотом). Фасад заслоняют уже набившие оскомину деревья-экзоты в пыльных кадках (превратить Москву в Сочи вряд ли удастся, как ни крути, но понять этого никто не хочет). Видно, владельцы именно так представляют себе «роскошь». Зато верх исторического здания уже никому не интересен – ресторана там нет, и дохода он не приносит. А потому его окна можно годами не мыть, красить, чем попало, да и вообще все здание удручает какой-то общей неухоженностью... И это – канонический памятник конструктивизма в Москве, занесенный во все учебники и каталоги!

Но в этом «уроке помойковедения» всё же было светлое пятно: неутомимый Михаил Коробко в заброшенном доме на Погодинской разыскал подлинную шляпную коробку эпохи модерн – в таких хранили свои шляпы блоковские и прочие «незнакомки». Круглая фанерная коробка успешно пережила две мировые войны и слом трех исторических формаций в нашей стране. И при этом осталась на удивление в хорошем состоянии - в отличие от дома, где ее нашли. Теперь «дело в шляпе» – с легкой руки Коробко находка отправится в школьный музей краеведения в Южном Бутове.



А дома на Погодинской должны отправиться на свалку истории. Хотя мне тоже их очень жаль.


Comments

( 22 comments — Leave a comment )
01petr
May. 31st, 2016 06:11 am (UTC)
"Я не градозащитник, но если бы им была, то не ждала бы 10 лет, пока дома не пришли в окончательную негодность, угрожающую жизни людей."

У вас же есть самый лучший губернатор города, апппелировать надо к нему и его системе.

"Если исходить из текущей ситуации, то единственным выходом является снос. Потому что восстанавливать там уже нечего."

Это заключение экспертизы? Или мнение диванного эксперта? Москва изуродована, но зачем дальше безобразить? Почему не предложить выкосить весь центр и застроить его стекляшками? Ради эстетики?
Почему в приличных городах историческую застройку бережно сохраняют, оставляя потомкам старинную архитектуру. А у нас, в самой большое деревне стране, каждый понаехавший считает что надо все сносить и перестроить?
Самим непротивно в таком жутком городе жить?
zelenyislon
May. 31st, 2016 06:21 am (UTC)
А вы дочитали до конца? Это мнение экспертизы, о чем говорится ниже. У меня нет оснований не доверять экспертам, которые утверждают, что именно эти дома восстановить невозможно. Я очень бы хотела, чтобы историческая застройка сохранялась. Но в данном случае надо именно исходить из той ситуации, которая сложилась.

Edited at 2016-05-31 06:24 am (UTC)
murzol_59
May. 31st, 2016 06:59 am (UTC)
Простите, но почему вы так свысока и главное, не дочитав до конца и не разобравшись в сути проблемы, судите? Кто здесь "диванные эксперты"? Председатель Центрально Совета ВООПИиК Маланичев - "диванный эксперт"? Там же ясно - из текста и видео - что техническая экспертиза проводилась два года назад и дома были признаны аварийными и подлежащими сносу из-за более, чем 60% износа всех конструкций зданий. Больше того, там даже нашли в доме старый акт экспертизы, 10-летней давности, в котором написано, что все перекрытия поражены грибком на глубину до 20мм. Крошащиеся под ударом ветки металлические перемычки цоколя - это нормально? Жители протестуют против оплота антисанитарии и бомжизма у них под носом, и правильно делают. Вот ваш ребенок "лазил" бы там. в этих трущобах, как парень из ролика, и не дай бог упал или поранился и подцепил заразу. Вы бы по-другому заговорили. А издалека, не живя в Москве, конечно, легко рассуждать газетными штампами - "изуродовали Москву", "понаехавшие", "стекляшки". Если вы хоть раз бывали в Москве. в моем любимом родном городе. то увидели бы. как красива столица, какой чистой и уютной она стала за последние годы. Так что если здесь кто и есть диванный эксперт, так это вы - только еще и недоброжелательный и невнимательный. Желаю вам пожить с видом на эти Погодинские развалины и детишек там повыгуливать! Глядишь, быстро бы мнение сменили.
greezley_boy
May. 31st, 2016 10:59 am (UTC)
Уютной она была, когда вдоль проезжей части на ВСЕХ улицах росли липы и тополя, когда сохранялись старые дворики и невысокие здания в центре города, заросшие зеленью, когда в районе Сретенки можно было проходить через старые уютные жилые дворики, не утыкаясь в железные заборы или автостоянки различных фирм со стоящими на них "престижными" рыдванами! Уютно было смотреть с Воробьёвых гор не на уродливое нагромождение с иностранным названием "Сити", а на зелень, которая густым облаком укутывала весь город. Уютно было слушать соловьёв в Ботаническом саду, которых в этом году уже не слышно совсем.

Не знаю, сколько вы живёте в Москве, но, начиная с 90-х годов, Москва разрушается целенаправленно и методично. Я родился в этом городе, знаю все его уголки и могу сказать определённо: то, что делалось с середины 80-х годов и продолжает делаться до сих пор в большинстве идёт во вред городу! Я поверю в то, что всё идёт к лучшему, когда будет наконец-то повален гигантский урод под именем "памятник Петру", когда я больше не увижу не только бетонно-стеклянного убожества в разных районах города, но и когда исчезнут с горизонта кривые зубы уродливого "Сити". Пока же об уюте и красоте можно говорить с большой натяжкой.
greezley_boy
May. 31st, 2016 07:39 am (UTC)
Да. Согласен. Москва изуродована новоделом. Но это уродство не от того, что строятся новые дома, а от того, что вид фасадов не согласован, и каждый лепит то, что придёт в голову. И началось такое не сегодня. Вспомните про гостиницу "Интурист" в начале Тверской. Так чем же хуже отель, который возвели после его сноса? Дело в том, что нет концепции застройки исторического центра. В 90-е мужиковатая тётка Батурина довольно много подобного безвкусного дерьма поналепила. На здоровье! Пусть строят, раз пришло время. Главное - чтоб это был не очередной уродливый стеклянный павильон-небоскрёб "для элиты" и не очередной торговый или бизнес-центр для тунеядцев, тыкающих по клавиатурам.
zelenyislon
May. 31st, 2016 08:33 am (UTC)
Очень хорошо написали, категорически с вами согласна)))
Валентина Мирошникова
May. 31st, 2016 09:56 am (UTC)
Вот, кстати, отлично, что хоть кто-то об этом говорит! Образ города, образ улиц! Москве надо не активистов на защиту всего подряд, а компетентных людей со вкусом, чтобы решать как будет выглядеть наш замечательный город! Чтобы они не куски друг у друга отбирали, а смотрели, например: вы тут строите, а мы там. Давайте, чтобы не было бетонно-стеклянное фу, и чтобы улица смотрелась!

А когда хорошая молодая архитектура соседствует с действительно ценными интересными зданиями - тут тебе и туристы, и естественный интерес молодежи, и все! А кто станет ходить вокруг рассыпающихся бывших коммуналок?
greezley_boy
May. 31st, 2016 10:38 am (UTC)
Знаете, 3 года назад был в Париже и был несказанно удивлён тому, сколько зелени на улицах и бульварах! Всё очень похоже на Москву середины 70-х - начала 80-х. Никаких высоток, красивые здания фонтаны... Ностальгия посетила. Оказывается, чтобы выстроить какое-нибудь здание в центре французской столицы, необходимо не только мнение парижан, решение комиссий и других государственных органов. Проект обязан ещё одобрить лично президент! Без его подписи никакого строительства нет. Поэтому-то в историческом центре и не найдётся ни одной современной "стекляшки".

А вчера сходил на ВДНХ и был весьма разочарован: из-за идиотского зимнего катка, возле фонтана "Каменный цветок" снесены все деревья! Раньше там была уютная аллея, а теперь голый асфальт. Летом теперь не посидишь у фонтана в тенёчке. Вот и спрашивается, какому идиоту у нас отдаётся право заботиться о внешнем виде города и городских парков?
Валентина Мирошникова
May. 31st, 2016 11:25 am (UTC)
Париж и то, что вы описываете... Я не знаю, куда у нас движется - вниз или все же к вот такому же любяще-внимательному отношению к городу, как вы описываете у парижан. Верить - хочется, а так это или нет...

Ну вот активисты - это хорошо, неравнодушность - это вообще наиценнейшее качество в людях. Но вот бы эту энергию в конструктивное русло, а у нас тут баталии.. И не из-за усадеб на Ордынке, не из-за территорий типа Царицыно и даже не о соседнем ДК Каучук - нет, все вертится вокруг каких-то коммуналок. И, главное, среди всей этой болтовни забывают просто о жителях, которые ходят рядом со всем этим, которые не хотят лишние 100-200 метров пройти вдоль пустых или забитых фанерой окон или под балконами, с которых валится штукатурка.
greezley_boy
May. 31st, 2016 12:46 pm (UTC)
Да всё делается для того, чтобы "отжать" эти дома под очередные бестолковые офисы! Уже давно всех москвичей на окраины выдавили, а вместо жилья весь центр забит офисным мусором, вытягивающим лентяев из провинции! И про это молчат все!
greezley_boy
May. 31st, 2016 02:36 pm (UTC)
Да всё делается для того, чтобы "отжать" эти дома под очередные бестолковые офисы! Уже давно всех москвичей на окраины выдавили, а вместо жилья весь центр забит офисным мусором, вытягивающим лентяев из провинции! И про это молчат все!
Валентина Мирошникова
Jun. 1st, 2016 09:31 am (UTC)
Ну не знаю на счет офисов, дома уже десять лет стоят пустые - если бы хотели землю хапнуть, сделали бы давно, думаю. Вон с гостиницей Россия не церемонились, у нас даже с палатами 18 века не церемонятся, а тут... Ну какая корысть в заброшенных домах. Уж скорее бы их снесли, действительно, всей округе стало бы спокойно, а люди, создавшие петицию, наконец бы увидели, что власти их не игнорируют, учитывают их мнение.
greezley_boy
Jun. 1st, 2016 09:43 am (UTC)
Какая-то возня, видимо, идёт.
marian_baidek
May. 31st, 2016 09:27 am (UTC)
Ну да, комплекс зданий превратили в руины, помойку, рассадник заразы, приют для бомжей и остаецца только зафиксировать статус кво.
По этой накатанной схеме работают многие девелоперы. Остается только подогнать бульдозеры.
"И почетный караул для приличия всплакнул".
Валентина Мирошникова
May. 31st, 2016 09:48 am (UTC)
Ну наконец, эксперты высказались, хорошо! Надо больше авторитетных мнений, конечно, надо донести до людей, что защищать архитектуру - одно, а сходить сума из-за четырех старых общежитий - совсем другое!

Мне вот интересно, из активистов-защитников, которые защищают зачем-то эти развалины, кто-то был на митинге на прошлой неделе? Господи, сколько там хороших зданий обсуждалось, сколько купеческих усадеб (одну вот даже на Большой Ордынке выставят на аукцион с условием реставрации), сколько еще красивых домов в Москве есть! Сколько еще можно защитить, отреставрировать, сохранить для наших детей!
С удовольствием покажу детям сколько интересных и разных зданий есть в Москве. Но поведет ли кто-то детей к бывшим радочим общежитиям на Погодинской? Очень сомневаюсь.
Сергей Симонов
May. 31st, 2016 10:35 am (UTC)
В каком же плачевном состоянии находятся дома в самом центре столицы, неужели до этого времени не было возможности все отремонтировать и привести в порядок, ведь столица, ее центр, это же лицо страны. Но по всей видимости не до этого чиновникам. Позор, если честно.
Валентина Мирошникова
May. 31st, 2016 11:12 am (UTC)
Нет, я могу понять, что в Москве слишком много зданий ожидают реставрации, внимания, других работ. Да, не все сразу. Но тут абсурд - столько времени тратится на споры вокруг каких-то развали, которые выселены уже несколько лет назад.
irishhaa
May. 31st, 2016 11:05 am (UTC)
И как не стыдно, такие развалины стоят прям в самом центре Москвы, и все бездействуют. И это при том, что земля в городе как ценится, не понимаю этого совершенно. Снести эти здания нужно, и не позорить ими город.
amma78
May. 31st, 2016 11:10 am (UTC)
Да, просто ужас, все в очень катастрофическом состоянии. Действительно и куда смотрят наша градостроительная политика. Интересно почему до сих пор не снесли этот позор? На этом месте можно было бы построить что-то полезное.
Андрей Румянцев
May. 31st, 2016 11:44 am (UTC)
Здесь я с вами полностью согласен, куда смотрят глаза местных верхушек. А почему не снесли, все же наверное это кому-то выгодно или просто еще не пришло время. Так что приходится только ждать и надеяться на лучшее.
iulia007
May. 31st, 2016 12:04 pm (UTC)
я за то чтобы снести старые общаги, люд переселить и почему бы в историческом центре ничего не построит нового интересного? Культовые здания например, можно даже религиозные. А так столько времени уже простояло уже сгнило и еще наверняка ж столько простоит и никому не нужно будет.
Дарья Астахова
May. 31st, 2016 01:20 pm (UTC)
Неужели нельзя снести эти руины и построить на их месте что-то современное и полезное для людей? Или наша власть переживает за бомжей и наркоманов, которые основались в этих развалинах? Лично я не ожидала, что такое можно встретить в центре Москвы.
( 22 comments — Leave a comment )