?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В этот день, 5 июля, только в 1810-м году, родился человек, которого называли гением рекламы и мистификации, королём надувательства. Оказывается, многие противные приёмы современной рекламы и пиара – вовсе не приметы нового времени. Аж в 19 веке ими пользовался американец Финеас Тейлор Барнум.



Барнум вырос в семье лавочника городке Бетел штата Коннектикут. С раннего детства мальчик проявлял деловую хватку. В 13 лет он уже устраивал лотереи для друзей и знакомых. В качестве призов приспособил бракованные товары из запасников отцовской лавки. Особый талант Финеаса был в том, чтобы преподнести всякую фигню как ценный выигрыш, поэтому его лотереи всегда имели успех.

Став совершеннолетним, Барнум решил, что ему пора отправляться за счастьем в большой город. Выбрал Нью-Йорк, так как в своих силах не сомневался. Сначала дела шли не очень. Финеас не привык покорно ждать шансов от судьбы, поэтому решил создать их сам. А уж фантазии для этого у него было хоть отбавляй.

В 1835 году он купил старую рабыню-негритянку Джойс Хет. Придумал для неё легенду (чем не современный продюсер?). Якобы, Джойс уже 161 год и когда-то она была нянькой самого Вашингтона. Репортёры с радостью подхватили байку, добавив красочных деталей. Тейлор демонстрировал негритянку на выставке и неплохо заработал на ней. Но со временем интерес стал угасать.

Что придумал Барнум? Организовал в газетах публикации с разоблачениями своего же собственного трюка, в которых доказывалось, что человек не может жить 160 лет, а следовательно Джойс – не человек, а механическая кукла. Народ снова помчался на выставку – на этот раз, чтобы увидеть чудо-куклу.

А потом Джойс умерла и настал момент, когда афера Барнума могла вскрыться. Но не на того напали! Он пригласил на вскрытие патологоанатомов и репортёров. Было установлено, что Джойс – женщина негроидной расы в возрасте 80 лет. Эти данные опубликовали в газетах. А в изданиях-конкурентах, представителей которых не было на вскрытии, тут же появились сенсационные сведения, что труп был украден и подменён по просьбе тайного хозяина куклы, не желающего открывать секреты её создания.

В 1841-м Барнум купил разорившийся Американский музей в Нью-Йорке и утроил там кунсткамеру. Днём публика рассматривала экспонаты, среди которых были Белый негр, Руноносная лошадь, Русалка с острова Фиджи, мумии фараонов. А по вечерам Барнум показывал представления – занимательные опыты, трюки механических насекомых, говорящих собак, (за которых на самом деле говорили их дрессировщики-чревовещатели), шоу с участием «цыган-альбиносов», карликов, великанов, волосатых женщин и сиамских близнецов.







Настоящей звёздой музея Барнума был лилипут Чарльз Страттон, выступавший под псевдонимом Генерал Том-Там. Его рост был 63,5 см, вес – 7 кг. Бартон вывозил его на гастроли в Европу, и однажды их пригласила во дворец английская королева Виктория. Сборы от гастролей были гигантскими. Потом Страттон неожиданно стал расти и вырос до 102 см при весе 32 кг. Тогда Бартон решил завершить их сотрудничество прощальным шоу «Свадьба карликов». Он нашёл Генералу невесту - карлицу Лавинию Уоррен. И опять остался в выигрыше – приглашения на венчание в храм стоили огромных денег. Даже чтобы просто посмотреть на молодожёнов, выходящих из церкви, надо было платить.



Ажиотаж вокруг свадьбы был таким, что заинтересовался сам президент Линкольн. Он прислал подарок и пригласил Барнума и новоиспечённых супругов в Белый дом.

Барнум всегда уделял особое внимание дружбе с прессой и мастерски придумывал «газетные утки» для рекламы своих представлений. «Если у тебя есть пятерка перед началом какого-то дела, вложи 4,50 в рекламу этого дела», – говорил он.

В 1871-м Барнум открыл цирк «Величайшее шоу на Земле», в котором представления одновременно шли на двух рингах. Через 10 лет - подписал договор о слиянии своего детища с цирком Джеймса Бэйли. Так возник знаменитый цирк Барнума и Бейли («The Barnum and Baily Circus»). Представления в нём шли на трёх аренах одновременно.



У Барнума была мировая слава. Преданные поклонники писали ему со всего света. Кстати, письма с надписью: «Мистеру Барнуму, Америка» легко находили адресата. Президент Грант рассказывал, что во время мирового турне его постоянно спрашивали, знаком ли он с Барнумом.

При жизни Барнума его музей посетили около 4 млн. человек, что на тот момент составляло 1/10 населения страны. А зрителями его представлений по всему миру стали 82 миллиона человек!

Финеас Тейлор Барнум был первооткрывателем многих приемов в рекламе, которыми до сих пор пользуются маркетологи и пиарщики. Он оставил в наследство будущим рекламщикам массу профессиональных англоязычных терминов. Один из них - «эффект Барнума» - основан на том, что «человек склонен принимать на свой счет общие, расплывчатые, банальные утверждения, если ему их уверенно преподносят как результат каких-то непонятных ему действий и фактов, сдобренных ритуальным или «научным» соусом».

Барнуму принадлежит авторство цитат, которые вошли в историю.
- Такой хорошей памяти, как у кредиторов, нет ни у кого другого во всем мире.

- Деньги подобны огню: они превосходный слуга, но ужасный хозяин. Когда вы подвластны им, когда проценты играют против вас, деньги держат вас в наихудшем роде рабства. Но позвольте деньгам работать на вас – и вы получите самого верного в мире слугу.

- Счастливый случай всегда на стороне смелого и никогда не приходит на помощь тому, кто не помогает себе сам.

- Постоянного везения не бывает. Никогда еще не было так, чтобы человек, выйдя сегодня утром на улицу, нашел бы кошелек с золотом, завтра утром – другой кошелек с золотом… и так далее, день за днем.

- Нанимая работника, старайтесь заполучить наилучшего. Не бывает слишком хороших инструментов, тем более живых инструментов. Если вам достанется хороший, то лучше удержать его, чем поменять. Каждый день он чему-нибудь учится, и вы извлекаете выгоду из опыта, который он обретает.

- Наилучший вид благотворительности – помощь тому, кто сам желает себе помочь.

- Быть богатым и быть успешным – не всегда одно и то же.