?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Истории из флешмоба «Я не боюсь сказать» - просто цветочки по сравнению с тем, что творилось с крестьянскими женщинами в царской Руси, которые впадали в полную зависимость от своих мужей а те использовали розги как лекарство.

«И только тогда, когда «терпеть нет уже моченьки», когда уже на ней, как говорится, нет ни одного живого места, она, избитая и изможденная, нередко с вырванной мужем косой в руках, плетется к мировому судье в надежде, что он защитит ее если не формально, то хоть своим авторитетом.
», - писал мировой судья Яков Иванович Лудмер в «Юридическом вестнике» в 1884 году. «Ни одно судебное учреждение не может в пределах нашего законодательства оградить женщину от дурного и жестокого обращения с нею».

К Лудмеру несчастные бабы шли и шли. А всё, что он мог сделать – это посадить их извергов-мужей на несколько суток. Вернувшись домой, они ещё сильнее били жён – за то, что посмели пожаловаться.
Статистики пострадавших не существовало, ведь большинство терпели и молчали, принимая свою участь, как должное, а побои как любовь или лекарство.

На статью Лудмера в 1885 в том же «Юридическом вестнике» откликнулся следователь Д. Бобров. Он тоже жаловался, что у судей и следователей нет возможностей защитить женщин от произвола, потому что законодательство не предусматривает наказания для мужей-садистов, убирая эту зависимость. Приводил в пример историю расследования по делу одной крестьянки, которую похоронили, как умершую от простуды. Но сноха настояла на вскрытии могилы. Обследовав труп, обнаружили, что у умершей была выдрана со скальпом половина косы, крестец в нескольких местах был проломлен тяжелым острым предметом, рёбра переломаны.

Обычным делом было, что священники соглашались хоронить зверски убиенных, становясь на сторону мужей, и считая брак с главенством мужчины во всём – священным. То есть, терпи хоть до смерти, раз замуж вышла, такие лекарство горькое...

Даже во время беременности на женщинах была вся домашняя работа, молотьба, посадка и сбор картофеля… Почувствовал приближение родов в поле, бабы бежали домой рожать. «Отпусков по уходу за ребёнком» им тоже никто не предоставлял. От непосильного труда после родов почти каждая женщина страдала опущением матки. Терпели до последнего, а когда ходить уж совсем было невозможно, шли к бабкам-целительницам. Бабки правили живот «через горшок».

Ни беременность, ни рождение ребёнка не избавляли женщин от побоев как резульаь того, что у них полная зависимость. Били за то, что стала менее поворотлива, за то, что родила девочку…. За то, что не родила сына, могли и вообще из дома выгнать. Или били как лекарство от личной депрессии.

Били палками, ухватами, ногами, кулаками, вёдрами, да и просто любым тяжелым предметом, попавшим под руку. Это называлось «учить жену уму-разуму» и считалось совершенно обыденным.

«Баба паши, баба коси, баба сгребай сено, баба жни, баба правь все женские работы и убирай все по хозяйству, даже дрова руби. Едут в гости, — баба отвори ворота, поправь лошадь, пьяного спать уложи… Хорошее и гуманное отношение с женой у русского — исключение, а у иноверцев наоборот», - писал судебный врач О. Верещагин.

А вот отрывок из письма крестьянки Марьи Васильевны Татариновой, которое митрополит Антоний передал императору Николаю II: «Страшно вспомнить свое несчастное детство, когда являлся отец пьяный, избивал нашу мать и все, что было в доме, не щадя даже нас, малюток, а какую мы несли бедность, питаясь чуть не подаянием, потому что наша мать содержала нас своими трудами, а пьяный отец, доходивший до озверения, отнимал у нас все побоями, силой и негде было искать защиты; так велось всюду».

Яков Лудмер описывал то, с чем ему пришлось столкнуться, совершая поездки по деревням. Он вёл приём женщин, которые хотят пожаловаться на мужа, думая, что это подействует, как лекарство. Крестьянка Степанова рассказала, что муж бьёт её смертным боем, так что кровь идёт горлом, а всё тело в багровых пятнах. Кроме того, он отнял её имущество, - а это уже могло быть основанием для судебного заседания. Лудмер добился примирения сторон. Муж обещал имущество вернуть, впредь жену не бить, и разрешить ей пройти лечение в больнице. Через два для после заседания Степанова умерла в больнице от травм внутренних органов, вызванных побоями.

Крестьянке Ивановой муж откусывал куски кожи с мясом от лица. А когда старший сын заступился за мать, муж выгнал из дома всё семейство. Лудмер опять уговорил стороны примириться, а мужа заставил пообещать больше жену не истязать. Но обещания какому-то заезжему судье ничего не значили для озверевших мужей. Нельзя же убрать женскую зависимость. Через неделю Иванова пыталась повеситься, из петли её вынули, но не пожалели, а ещё и секли розгами за попытку самоубийства.

А уж что делали помещики с крепостными девками и несовершеннолетними девочками... Неизвестно что было хуже, жить с мужем-садистом или приглянуться хозяину. А многие терпели и то, и то. Крестьянину приказывали: «Завтра ступай пшеницу веять, а жену посылай к барину»…

А.П. Заблоцкий-Десятовский, который по поручению министра государственных имуществ собирал подробные сведения о положении крепостных крестьян, в отчёте писал:

«Вообще предосудительные связи помещиков со своими крестьянками вовсе не редкость. В каждой губернии, в каждом почти уезде укажут вам примеры… Сущность всех этих дел одинакова: разврат, соединенный с большим или меньшим насилием. Подробности чрезвычайно разнообразны. Иной помещик заставляет удовлетворять свои скотские побуждения просто силой власти, и не видя предела, доходит до неистовства, насилуя малолетних детей… другой приезжает в деревню временно повеселиться с приятелями, и предварительно поит крестьянок и потом заставляет удовлетворять и собственные скотские страсти, и своих приятелей».

А это из записок анонимного автора: «После обеда полягутся все господа спать. Во все время, пока они спят, девочки стоят у кроватей и отмахивают мух зелеными ветками, стоя и не сходя с места… У мальчиков-детей: одна девочка веткой отмахивала мух, другая говорила сказки, третья гладила пятки. Удивительно, как было распространено это, — и сказки и пятки, — и передавалось из столетия в столетие!

Когда барчуки подросли, то им приставлялись только сказочницы. Сидит девочка на краю кровати и тянет: И-ва-н ца-ре-вич… И барчук лежит и выделывает с ней штуки… Наконец молодой барин засопел. Девочка перестала говорить и тихонько привстала. Барчук вскочит, да бац в лицо!.. „Ты думаешь, что я уснул?“ — Девочка, в слезах, опять затянет: И-ва-н ца-ре-вич…» Ужас, лучше нарко зависимость, чем такой кошмар...






Тех, о ком писал в своих записках француз Шарль Массон, по сравнению с остальными можно назвать счастливицами, хотя и у них была зависимость от мужчин:

«У одной петербургской вдовы, госпожи Поздняковой, недалеко от столицы было имение с довольно большим количеством душ. Ежегодно по ее приказанию оттуда доставлялись самые красивые и стройные девочки, достигшие десяти—двенадцати лет. Они воспитывались у нее в доме под надзором особой гувернантки и обучались полезным и приятным искусствам. Их одновременно обучали и танцам, и музыке, и шитью, и вышиванью, и причесыванию и др., так что дом ее, всегда наполненный дюжиной молоденьких девушек, казался пансионом благовоспитанных девиц. В пятнадцать лет она их продавала: наиболее ловкие попадали горничными к дамам, наиболее красивые — к светским развратникам в качестве любовниц. И так как она брала до 500 рублей за штуку, то это давало ей определенный ежегодный доход».

Recent Posts from This Journal

Comments

dancing_apsara
Jul. 18th, 2016 07:48 pm (UTC)
тратят, конечно, после работы есть нужда приготовить пожрать. убрать, помыть, сейчас у нас борьба с урожаем к тому ж. с детьми позаниматься. мужу внимание уделить. и вот когда все это сделаешь, часиков в 12 можешь кинцо посмотреть. барыня какая!
мы до сих пор сушим белье во дворе, на чердаке. ибо сушку некуда ставить. да и нафиг она нужна, после нее белье невкусное.
то, что мужчинам платят больше - это явная дискриминация. то, что он устает больше - это ваши иллюзии. у женщин продолжительность рабочего дня такая же, как и у мужчин, некоторые вообще пашут с 8 до 20.
я не видела еще ни одного мужчину, у которого починка чего бы то ни было была бы ежедневной обязанностью.
мужчина, я и дрова сама рублю колуном, и теплицу пошти сама собирала, кошу траву у себя косой сама, копаю, таскаю перегной ведрами, поливаю сама лейками, и на стройке своей выполняю сама кучу тяжелой черновой работы типа выкопать яму-траншею, разобрать-снять окна-двери, печку сама разбирала, каменюки по 25 кг сама таскала, штукатурить тожа буду сама, бетонировать ужо не хочу сама, с родителями напрыгались ужо, бригаду призову и двери-окна тоже мастера позову, ибо я аккуратно не умею, у меня аккуратно получается только крестиком вышивать, натаскалась я вволю ведер с камнями и бетоном, синяки с рук сходили месяц. один мужичонка как увидал, как я чурбаки с хуком колуном колю, так перевозбудился, начал восхищаться моей силой духа, а заодно хвастаться своими двумя огородами в общей сумме треть гектара, как он их сам обрабатывает, я вежливо поулыбалась да и послала его с его огородами подальше. мне своего хватает. хороший мужичонка, аккуратно так строил забор соседям. да только старый дюже, в отцы мне годится.
я не умаляю мастерского владения инструментами и золотыми руками мужскими. и совсем не считаю, что мужской труд фиговей женского. опять жеж я подчеркиваю, что женщина трудится ежедневно, для себя у нее остается очень мало времени (я не говорю о содержанках, которые "трудятся" в спа-салонах, оттачивая линии своей тушки, я говорю о тех женщинах, которых я знаю и которые в большинстве ), мужчина же дома в основном отдыхает. это правило. это было бы хорошо, если бы женщине не приходилось работать где-то еще кроме дома. ил приходилось бы, но меньше.
главный секрет благополучия мужчины - довольная жизнью женщина. видимо потому в основном наши предки такими угрюмыми и бедными были, потому что женщин не защищали как следует. да, и еще, в Ведах есть такая вещь про насилие по отношению к женщине: "если мужчина оскорбляет женщину, если избивает ее, он рискует обнаружить свою голову у себя на коленях". жизнью подтверждается, что если мужчина применяет насилие к женщине, то он теряет свой успех. просто понаблюдайте, это работает.