?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Недавно звонили знакомые, советовались. Их дочка в процессе поступления в Финансовый Университет. Выбор за неё сделали родители. Были и ссоры, и скандалы, с огромным трудом им удалось настоять на своем. Девочка с детства мечтала стать актрисой. Родители считают, что это ненадежная профессия, где все зависит от воли случая. И вот, когда дело практически сделано, у них появились какие-то сомнения, а не испортили ли они дочке жизнь, лишив ее мечты?
Нужно ли оказывать давление на детей, когда речь идет о выборе профессии? Уверена, что нужно.
Как поется в песне: «Мы выбираем, нас выбирают…» В жизни так и получается, что или ты выбираешь профессию, или она выбирает тебя. У меня – второй случай. За что могу сама себя похвалить, так это за то, что я любила все, чем занималась! Кем я только не работала после окончания школы! Машинисткой, корректором, библиотекарем… И мне нравилось и то, и другое, и третье. А потом моя мама увидела в газете объявление о наборе на курсы японского языка и посоветовала мне пойти. Она была уверена, что мои способности подойдут для профессии переводчика, а в этой профессии есть все, что подходит мне. Мама оказалась совершенно права. Больше 30 лет я проработала переводчиком с японского. Сначала в бюро международного молодежного туризма «Спутник», во Всесоюзном центральном совете профессиональных союзом, в Госконцерте, в московском бюро японской телекомпании Эн-Ти-Ви, потом стала референтом московского представительства крупнейшей японской газеты «Асахи». В менталитете японцев заложен культ скромности: не перебивать собеседника, не проходить первым, ничего не требовать… И мне это по душе, поэтому мне с ними всегда было очень легко. Ведь во мне основы этой «японской» покорности заложены с самого детства. А работа окончательно сформировала мой характер, став и образом существования. Я считаю, что это она выбрала меня, и выбрала правильно. Моя вторая профессия – поэта-песенника, тоже выбрала меня сама. И сделала очень счастливой. Как я писала в одном из своих рассказов: вся наша жизнь – это очередь за счастьем. Кому-то оно достается в больших количествах и без усилий, а кто-то долго ждет и упорно трудится. Вот и я когда-то встала в эту очередь за счастьем – и с ночи очередь занимала, и на холоде мерзла, и в жару мучилась в этой очереди. Прилежно, никого не отпихивая, и даже пропуская некоторых, двигалась к нему навстречу.

А когда речь идет о детях, каждый человек хочет приблизить успех, удачу, благополучие для своего ребенка, поддержать его своей мудростью, опытом, уберечь от ошибок. Дочь моего брата Света – для меня как родная. Честно признаюсь, что профессию для нее выбрали мы с моим мужем Давидом. Света стала врачом-стоматологом, как Давид, и как дочь Давида от первого брака Ирина. Правда, ни Ира, ни Света никогда не противились этому, принимали советы с благодарностью, поэтому никаких ссор по этому поводу у нас в семье не было. Свою работу они любят и об этом выборе не жалеют.
Наверное, здесь важно начать заранее – не за год до поступления, а с самого детства. Приучать, заинтересовывать, соотнося ваши желания со способностями ребенка. Но если не удалось договориться миром, то конфликтов не избежать. Все равно кто-то выиграет, а кто-то проиграет. Проще убедить, когда речь идет, например, о специальности инженера и айтишника. А самые сложные случаи, это когда вы видите свое чадо финансистом или врачом, а чадо рвется на сцену. С одной стороны, и правда, творческие профессии ненадежные, и понятно, что вы предпочитаете для ребенка что-то более земное и устойчивое. Но с другой… Скольких бы гениев мы лишились, если бы они когда-то послушались родных и изменили своей мечте!
Мой муж Давид с детства мечтал стать актером. Играл в театральном кружке, был членом команды КВН. Родители сумели настоять на своем, и он пошел в медицинский, а не в театральный. Он был замечательным стоматологом, но тяга к творчеству не отпускала его всю жизнь. Кто знает, может, он был бы гораздо счастливее, если бы занимался любимым делом…

Невозможно дать совет со стороны. Только вы знаете своего ребенка от и до, только вы можете прислушаться и понять, насколько важно для него его увлечение, насколько оно серьезно. Если мечты реальны и разумны, они должны сбываться. А может быть, компромисс? Считаю, что в наше время, когда жизнь так переменчива, вообще полезно уметь делать два-три дела. Пусть ребенок сначала получит земную профессию, а если уж совсем душа не будет лежать, то творчество от него никуда не убежит.

Есть такая японская пословица: «Подумав — решайся, а решившись — не думай». Применяйте разум, а если уверены в своей правоте – настаивайте на своем.

Ваша Лариса Рубальская
P.S. Написать Ларисе Алексеевне можно в личку этого блога. Спасибо всем, кто поделился своими историями.

Recent Posts from This Journal

Comments

( 36 comments — Leave a comment )
one_versus_all
Aug. 10th, 2016 06:17 am (UTC)
Нет, не нужно давить. Но профессия должна быть связана с реальностью. А не с виртуальной реальностью - игры, кино, театр.
С другой стороны, а куда тогда девать кино, игры и театр?

Почему не нужно давить. Потому что надавив, можно выбрать ту профессию, которая в дальнейшем не будет востребована. Да и человек, который занимается нелюбимым делом редко бывает успешен. Ещё реже - счастлив.
Зачем живём? Чтобы прожить жизнь, которую выбрали за тебя?
Другой вопрос, что медиа-пространство, формируемое рекламой и СМИ может деформировать процесс выбора профессии. Вот это - да, реальное рафинированное зло.
zelenyislon
Aug. 10th, 2016 08:21 am (UTC)
Трудное решение. Но все-таки пусть дело на самотек решится не каждый родитель))
(no subject) - one_versus_all - Aug. 10th, 2016 08:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - zelenyislon - Aug. 10th, 2016 08:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - one_versus_all - Aug. 10th, 2016 08:30 am (UTC) - Expand
andrew_wotchel
Aug. 10th, 2016 06:39 am (UTC)
Любой человек, должен любить свою профессию и она ответит ему взаимностью. Только при отношении к своей работе, как к увлекательному хобби, человек добивается больших успехов.
zelenyislon
Aug. 10th, 2016 08:18 am (UTC)
Среди моих знакомых любят свою профессию только представители творческих специальностей)) Все, кто работает в офисах, ее ненавидит.
(no subject) - vse_yasno - Aug. 10th, 2016 09:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - psylosoff - Aug. 11th, 2016 12:00 am (UTC) - Expand
tanja52
Aug. 10th, 2016 07:02 am (UTC)
Где-то в прессе недавно промелькнула цифра, что половина выпускников российских вузов не работали по специальности ни дня. Сами ли они выбирали вуз или родители - статистика умалчивает ))
zelenyislon
Aug. 10th, 2016 08:16 am (UTC)
Наверное, дело все-таки не в том, что их кто-то заставил выбрать не тот институт. А в том, что работу найти трудно, и люди идут туда, куда берут. Брат моей подруги выпускник МАИ, инженер, а работать пошел управляющим складом, потому что по специальности никуда не мог устроиться, а деньги нужны были.
(no subject) - lami_nariya - Aug. 10th, 2016 05:48 pm (UTC) - Expand
111kak_tyz
Aug. 10th, 2016 07:16 am (UTC)
Нужно.
Многие советские звёзды эстрады, писатели и артисты имели медицинское или высшее техническое образование, и могли работать инженерами проектировщиками, врачами.
bogybogovo
Aug. 10th, 2016 07:45 am (UTC)
В этом году моя дочь закончила 11 класс. Были мечты и была реальность. В нашем случае, это невозможность платного обучения. С нашей стороны были лишь рекомендации, мы не давили, но советовали. Разумный выбор девочка сделала сама. Вместо института кино и телевидения она выбрала педагогический Некрасовский колледж... Поживем - увидим!
zelenyislon
Aug. 10th, 2016 08:13 am (UTC)
Какая она у вас молодец!
colllne4naya
Aug. 10th, 2016 08:10 am (UTC)

А я знаю несколько случаев, когда люди пошли по настоянию родителей туда, куда не хотели, теперь ненавидят свою работу всем сердцем, а времени переучиваться нет, т.к. дети и ипотека. 
А творческие профессии давно перестали быть ненадёжными. Если ты хороший артист- тебя всегда пригласят что-то вести, как минимум. Можно ведь и финансистом быть некудышным.
Я думаю, нельзя ломать детей. Если они не определились- можно помочь, это да.
А если ребёнок душой и телом и разумом жаждет другого пути- тут уж пусть идёт.

zelenyislon
Aug. 10th, 2016 08:12 am (UTC)
Да, я тоже знаю такие случаи. Что касается артистов, то, к сожалению, их успешность зависит не только от таланта, но и от удачи. Очень многие таланты так и загнулись в безвестности, потому что им просто не повезло.
(no subject) - colllne4naya - Aug. 10th, 2016 02:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - psylosoff - Aug. 11th, 2016 12:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - colllne4naya - Aug. 12th, 2016 08:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - psylosoff - Aug. 12th, 2016 11:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - colllne4naya - Aug. 13th, 2016 07:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - psylosoff - Aug. 13th, 2016 02:45 pm (UTC) - Expand
ladycat65
Aug. 10th, 2016 10:37 am (UTC)
Про выбор профессии родителями вообще мякотку слышала! Родители за большие деньги запхали мальчика в юридический вуз. Хорошая же профессия! Только одна беда - у мальчика дефект речи, и он даже в школе у доски стеснялся отвечать, мямлил. Мальчик оказался послушный, как-то доучился, не бросил... но кому нужен безъязыкий юрист? В результате работает продавцом в магазине Магнит, куда мог бы и сразу поступить, после школы. Дешевле бы обошлось. Скажете, родители глупые? А умные и не выбирают профессию "за ребёнка" и вопреки его желанию.
elina_19
Aug. 10th, 2016 12:37 pm (UTC)
Выбирать и давить нет, ни в коем случае, но рассказать, все плюсы, минусы, подводные камни выбора и т.п., конечно нужно, но последнее слово должно быть за ребенком - это его жизнь.
По настоянию мамы в свое время я поступила на экономику, но, к счастью, тогда можно было поступать в несколько ВУЗов одновременно, и я еще поступила параллельно туда, куда хотела, - на техническую специальность. И пошла учиться именно туда. С мамой тогда поругались, прошло уже много лет, но до сих пор работаю по специальности, получила еще одно в/о в связной области, защитила кандидатскую. Рада, что не поддалась уговорам.
Единственное, что посоветовала своей дочери - это не уходить из школы после 9 кл, а закончить 11, но это связано лишь с тем, что к 9 классу она еще не определилась с выбором профессии, а идти куда угодно, только бы подальше от школы, с моей тз неправильно. Ничто не мешает пойти в колледж и после 11кл.
Считаю, что правильно сделала, т.к. за 10 кл дочь определилась с тем, что хочет, сейчас начнется 11кл, будет целенаправленно готовиться к поступлению, куда надумала.
colllne4naya
Aug. 10th, 2016 02:23 pm (UTC)
Отличный рассказ! Здорово, что вы выбрали свой путь!
(no subject) - elina_19 - Aug. 10th, 2016 08:52 pm (UTC) - Expand
dolbi_porosenok
Aug. 10th, 2016 02:36 pm (UTC)
Тоже отучилась в Финансовом университете, куда пробовала поступать только лишь бы родители оставили в покое, надеялась что не поступлю. Когда оказалось что все же прошла на бюджет, надавили чтобы шла училась, ведь это такой шанс, тебе так повезло! А профессию я хотела "ремесленную", либо дизайнера на крайняк. Ну выпустилась, проработала по специальности полтора года, уволилась и отучилась на парикмахера. Работаю, счастлива. Безумно жалко этих 5 лет учебы и полутора лет ненавистной работы.
il_lungo
Aug. 10th, 2016 03:30 pm (UTC)
Недавно звонили знакомые, советовались. Их дочка в процессе поступления в Финансовый Университет. Выбор за неё сделали родители. Были и ссоры, и скандалы, с огромным трудом им удалось настоять на своем.
======================
Родители это




По другому не скажешь.

Эти экономистов-финансистов-юристов давно уже девать некуда, развели их как собак нерезаных, наштамповали на 30 лет вперед.

Но нет, в Москве каждая родительская пара обязательно будет пихать дитыночку в финансово-экономический. или юридический.
psylosoff
Aug. 11th, 2016 12:06 am (UTC)
Ага все молодое поколение в СНГ поголовно с экономическим образованием. Только экономика чет в попе))
iola_ma
Aug. 10th, 2016 04:59 pm (UTC)
20 лет проработав преподавателем ВУЗа, могу с уверенностью сказать, что пихать Чадо в профессию, к которой лежит душа у родителей- категорически нельзя. Эти троечники-середнячки, которые были компьютерными гениями в школе. Испорчена их жизнь. В своей среде однокурсников-ровесников они прожили 6 лет бездарями. От этого им потом не отмыться. Вторая профессия будет получена заочно. То есть нормальной успешной учебы, участия с горящими глазами в кафедральных мероприятия, олимпиадах, конференциях, мастер-классах уже больше не будет. Будет что-такое среднестатистическое. Третий сорт не брак.
vse_yasno
Aug. 10th, 2016 10:02 pm (UTC)
Давить нет, но направлять можно, считаю, объяснять что к чему и как это может выглядеть в реале, потому что в грезах и взрослые иногда тонут, а 15-летнему школьнику и вовсе откуда знать, что программист - это не как в фильмах вскрывать Пентагон с бегущими зелеными цифрами на экране, а скорее всего, слушать вой бухгалтерии или чего похлеще в период закрытия, когда вдруг повисла 1С. Я утрирую, конечно, но не счет воя.
Я класса до 8 мечтала быть журналистом, но мама образно тыкала в главреда местной сельской газеты и неустанно твердила, что вот у нее никакого журналисткого образования нет, и журналистом я всегда успею. Потом мечта перекинулась на экономику, класса до 11-го, но мама - экономист... Сами понимаете, силы были не равны)) "Как собак", да ) И я стала в итоге программистом-экономистом, о чем после ни разу не пожалела, т.к. направление мне было интересно, и к согласию мы пришли. Хотя на самом деле никто меня к стулу за штаны не стал бы прибивать, если бы я настояла на чистой экономике, но сейчас думаю, что и хорошо, что вышло как вышло, спасибо маме. Свою сферу люблю. Литературное что-то до сих пор рвется наружу, но я рада, что свои остальные мечты могу сейчас осуществлять, имея востребованную и хорошо оплачиваемую любимую профессию.
psylosoff
Aug. 11th, 2016 12:09 am (UTC)
Программистом быть классно, если реально нравится профессия. От балды туда идти не стоит, как обычно на экономику/менеджера идут. Все программисты это очень хорошие, интересные и умные люди. Мало кто жалуется на коллектив, обычно это очень дружные компании. Прямо элита общества наравне с учеными, докторами, инженерами и прочими умственными специальностями.

Edited at 2016-08-11 12:10 am (UTC)
psylosoff
Aug. 11th, 2016 12:30 am (UTC)
В современном мире эта тема весьма актуальна в силу развития робототехники, нейронных сетей и автоматизации. Сегодня, как никогда ранее, нужно вести с детьми подготовительную работу и прощупывать их интересы, просвещать их о современном состоянии науки и техники, а также перспектив рынка труда. Потому что вполне реальна ситуация, когда ребенок выберет профессию, а через 10-15 лет всё за него будет делать компьютер и ребенок окажется на улице без возможности работать по специальности потому что такой специальности больше не будет в принципе. И этот момент нужно донести до ребенка. Думаю лет в 14-15 современные дети способны понять, что автоматизация это не шутки или киношные выдумки в стиле Терминатора, а реальная и неотвратимая перспектива нашего будущего. (хотя уже даже Терминатор не кажется таким уж нереальным)

Вот есть интересный сайт. Тут обзор профессий будущего. Советую ознакомиться.

atlas100 ru (пробел после 100 на точку замените)
prof61
Aug. 11th, 2016 08:47 am (UTC)
Ну я "от армии" учился. Но я так её боялся, что аж без троек окончил, защитил диплом на отлично и поступил в аспирантуру, которую тоже окончил с отличием. Но диссертацию даже и писать не стал ибо учился "от армии". По специальности (как раз в науке) отработал 5 лет. Сейчас работаю охранником сутки через трое и плюю в потолок ибо параллельно занимаюсь ремонтом компьютеров (стаж комповый ещё со времён Михаил Сергеича).
zhelya_lika
Aug. 30th, 2016 08:43 am (UTC)
В группе в универе из тех, кого "отправили" на специальность вопреки желанию, заинтересовался один. Притом что у нас программирование-проектирование, гибкость в обучении.
Да, если ребенок еще не определился, но видно, к чему есть способности, родители могут подтолкнуть к верному выбору, опять же если у школьника внезапная придурь пойти на модную профессию учиться. Но если реального гуманитария отправить в технари или медики, то есть риск перекроить жизнь и лишить мечты. Нужно разговаривать со своим ребенком почаще и находить компромисс.
Спасибо маме, что помогла своим примером научиться добиваться своего. В средней школе еще обсудили мои способности и перспективы, постепенно выявляли и к классу 9 определились с направлением, развиваясь уже по нему. Да, сомнения бывают, но уже сколько раз убеждалась, что путь выбран верный и себя могу проявить тут лучше всего, а работа вызывает радость.
А идти на конфликт потому что "врач - хорошая профессия, будешь людей спасать" - больше похоже на реализацию собственных амбиций.
( 36 comments — Leave a comment )