Записки журналиста (zelenyislon) wrote,
Записки журналиста
zelenyislon

Главный принцип воспитания детей - не навреди!

Я давно знакома с Юлией Ставровой-Скрипник и считаю, что она совершила подвиг. Юлия с мужем взяли в свою семью с двумя родными детьми еще ПЯТЕРЫХ приемных детей, причем не малышей, как принято, а старшего возраста. Я должна была взять интервью у Юли для одного известного журнала, но они все тянули и откладывали. Наверное, есть темы поважнее. Хотя всем, кого волнуют проблемы воспитания и образования детей, узнать о Юле будет интересно и полезно. Юля, действительно, супер крутой педагог, и к ее советам стоит прислушаться.

Она - руководитель сети Монтессори-центров «Солнечный Город». Кстати, сегодня день рождения Монтессори – знаменитого педагога, итальянского Макаренко. Главный принцип Монтессори: «Взрослый, не навреди! Прислушайся к ребенку!». В Юлиной школе дети не вырастают безответственными мажорами.

В комментариях любят сразу обвинять в рекламе. Разве не может быть так, что просто хочется написать о хорошем человеке? Бывает! И это именно тот случай. Поэтому я располагаю рассказ Юли о ее школе. Конечно, это можно назвать и рекламой, только не в том смысле, что Юля за нее мне заплатила, а в том, что я хочу, чтобы те, кто еще не знаком с этим методом, узнал о нем, чтобы кому-то это помогло. В общем, хочу поделить тем, что мне очень нравится самой:)

Итак, рассказ Юли от первого лица:
«Все лето мы нашим дружным педагогическим коллективом трудились и учились для того, чтобы наш «Солнечный Город», которому в следующем году исполняется уже 7 лет, был не просто тёплым и радостным местом, но и отвечал стандартам Монтессори-педагогики. И как мне кажется, у нас получилось - мы трансформировали наше пространство, дополнив его новыми сферами деятельности для того, чтобы каждый ребёнок мог найти занятие, исходя из своих увлечений и потребностей, оттолкнувшись от которых педагог смог бы увлечь и разжечь интерес познания во всех областях.

Почему Монтессори? Я много раз писала этот текст как журналист, отталкиваясь от чужого опыта, со слов других Монтессори-педагогов. В этом году получив Монтессори-образование и начав применять его со своими уже не маленькими детьми, я смогла сформулировать для себя ценность метода, прежде всего, как мама.

Первый принцип Монтесори, который удалось донести последователям этого метода до родителей - это свободный выбор! Безусловно, это важно. Но те, кто уже побывал в настоящих Монтессори-классах, знают, что помимо выбора, детей также обучают ответственности и дисциплине. Первое, что отмечают родители маленьких детей - ребёнок начал сам убирать за собой игрушки дома. Также, педагоги учат детей решать конфликтные ситуации, о которых мамы дошколят часто пишут на различных форумах, прося о поддержке других мам. А происходит это после того, как ребёнок осваивает принципы соблюдения границ и принятия потребностей других людей, и, для этого в Монтессори пространстве есть очень простое упражнение.

Один из мифов о Монтессори-системе, что педагог ничего не делает, дети развиваются сами. Если вам довелось побывать в классах таких педагогов, где дети сами увлечённо занимаются материалами, переходя от одной полки к другой, выбирая по очереди материалы, а педагог сидит и наблюдает за всем этим, то, скорее всего, вы попали в слаженный коллектив, который в Монтессори называют нормализованной группой, а это значит, что позади долгий месяц уроков дисциплины, презентаций материалов для каждого ребёнка отдельно, поиска интереса и увлечённости в каждом ребёнке. Это значит, что вы попали в класс очень талантливого педагога, и, наблюдая за детьми во время работы, он или она отмечает в каждом ребёнке потенциал для дальнейшего развития, составляет план будущих презентаций. Часто, после таких наблюдений педагог своими руками создаёт материал для усложнения той или иной задачи классического материала.

Именно поэтому, лично для меня как мамы главным в Монтессори-методе стало наблюдение за ребёнком, нахождение его интереса в этом мире, развитие этого интереса и увлечённости, развитие способности к самообучению и самопознанию. Именно через развитие интересов ребенка, появляется возможность донести до ребёнка знания в математике, истории, географии, языке, но все это уже в старших группах.

А начинаем мы с групп «Вместе с мамой», где роль педагога в том, чтобы научить маму, опять же через наблюдение, понимать своего ребёнка, откликаться на его личный индивидуальный запрос, не сравнивая своего малыша с темпами и особенностями развития других детей. Часто, мамам, приходя в Монтессори-классы, хочется, чтобы ребёнок попробовал за урок все подряд, когда самому ребёнку иногда бывает важно и необходимо именно в этот конкретный момент 40 минут возиться в воде или закопаться в каштанах, а уж только после этого перейти к упражнениям на развитие причинно-следственных связей. И раз уж у нас пошёл такой откровенный разговор, дорогие мамы, думаю, я выражу просьбу большого количества Монтессори-специалистов, да что уж там, всех специалистов работающих с детьми младшего дошкольного возраста – пожалуйста, не задавайте ребёнку после занятий вопрос "Понравилась ли тебе здесь?" больше одного раза! Часто, работая администратором в "Солнечном Городе", я наблюдала картину - счастливый ребёнок с горящими глазами выбегает к маме, готовый рассказать обо всем, что он только что узнал или чему научился, а далее вопрос родителя: "Машенька, Данечка, тебе понравилось здесь? Точно понравилось? Будешь сюда ходить?". И ещё 30 секунд назад довольный ребёнок, считывая тревожность родителя, начинает переживать и сомневаться в том, понравилось ли ему ходить в это место, все ли так здорово и, что именно хочет услышать от него мама. К счастью, многие дети способны произнести твёрдое "Да!" или, нежеланием уходить из центра, демонстрируют родителям доверие данному пространству.

Почему я это все написала? Потому что мне действительно важно, чтобы дети росли счастливыми. И для меня фраза «чужих детей не бывает» - это не пустой звук, а образ жизни, выбор, если хотите, миссия. И вместе со своим взрослыми детьми, преимущественно подростками, мы с мужем, отвечая их личным потребностям в работе, предоставляя возможность своим трудом зарабатывать деньги, строили, шлейфовали, красили, сажали, пропалывали, создавали пространство для развития пока ещё маленьких по росту, но уже больших личностей! Понимаем детей, вдохновляем родителей - в этой короткой фразе суть и основная миссия всего коллектива Монтессори-центра «Солнечный Город».

*****
Специально не буду публиковать контакты. Те, кто хочет познакомится с центром Юли, легко найдет их в интернете. А те, кто живет в других городах, может узнать, есть ли подобные центры у них.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Еще про треугольники

    А я гляжу, бомбануло вчера у кого-то не по-детски. Кое-кто аж половину моего текста процитировал и прокомментил по отдельным фразам. Мне особенно…

  • Ярлычки

    Во вчерашнем посте зацепил меня комментарий. Хотела ответить прямо там, но потом поняла, что это тема на отдельный пост. Комментарий цитирую…

  • Треугольник

    Машка на днях поделилась историей. Одна из ее знакомых влипла в любовный треугольник и теперь не знает, как из него выбраться. Ситуация такая.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments